Свежие новости

Кто и подтолкнули святого князя Владимира принять Православие: дискуссионный экскурс в Русь Х в.

Время Киевской Руси - это период закладки того духовного фундамента, на котором мы сегодня пытаемся строить нашу государственность, нашу культуру, нашу будущую историю. Наверное, не случайно церковный календарь описывает нам определенные ступени: сначала день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, на следующий день - святых мучеников Феодора и Иоанна и наконец - день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Предлагаем нашим читателям беседу с хорошо известной в широких кругах человеком - историком, публицистом, сотрудником Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Владиславом Дятлов.

***

- Господин Владислав, как Вы считаете, насколько важным для князя Владимира были его предтечи - князь Аскольд, святая равноапостольная княгиня Ольга, которые также были крещены в православной вере. Способствовали они, по Вашему мнению, формированию христианского мировоззрения Владимира?

- В исторической науке существует принцип - учитывать наследственности событий. Есть причина - и есть следствие. Ни одна историческое событие не проходит без какого-либо последствия. А тем более, если речь идет о событиях, на которые смотрят много людей. Например, поступок правителя. Это событие, которое знают, какую обсуждают, которая может виришати судьбу народа. Может, не каждого гражданина, но это событие так или иначе отражается на судьбах сотен и даже тысяч людей, на судьбы территорий, регионов. Безусловно, святая равноапостольная Ольга и ее равноапостольный внук отнюдь не является исключением из правила.

«Эту веру греческую приняла и уважала твоя бабка - княгиня Ольга, а она была одна из мудрых людей»

Вспомним хрестоматийный эпизод, когда Владимир осознал: для Руси культурные влияния Византии и сознание тогдашней элиты русичей находятся на таком уровне, что верность языческим традициям уже исчерпывает себя. Даже для наиболее просветленных людей с боярства стало тогда очевидным, что надо переходить к какому-то другого мировоззрения. К мировоззрению более гармоничного, который начинается с признания того, что есть единственный Творец человечества и мира, и есть - единственная судьба мира и человечества.

Владимир задумался: Бог - един, но есть несколько взглядов на то, как веровать в Единого: христианство, мусульманство и иудаизм Владимир задумался: Бог - един, но есть несколько взглядов на то, как веровать в Единого: христианство, мусульманство и иудаизм. И князь не только принимает у себя послов, представляющих ему по усмотрению эти верования, но и отсылает делегации в различных окружающих стран. Наконец, когда Владимир собирает в себя все эти сведения, то склоняется к христианству.

Мы Владимира изображаем на иконах не таким уж и старцем, однако уже достаточно зрелым человеком, который многое сделал, создала прочную христианское государство. Но не будем забывать: когда Владимир принимал веру, хотя он был и опытным князем, политиком, но был еще достаточно молодым человеком, который колебалась.

Именно в этот момент раздается фраза бояр, среди которых - люди старше старше Владимира. Они говорят: «Эту веру греческую (то есть христианскую) приняла и уважала твоя бабка - княгиня Ольга, а она была одна из мудрых людей. Если бы эта вера была плохой, княгиня бы ее не приняла, потому что имела очень мудрый ум ».

Это говорят бояре, не просто что-то слышали или видели - они знали Ольгу лично. Среди этих бояр, наверное, были ровесники Ольги, и Владимир для них был как внук. Своим авторитетом они подтвердили, что, видимо, следует отдать предпочтение христианству. Тем более, что и новая делегация подтверждает: «Мы были в Константинополе и не знаем, мы на небе стояли или на земле». Еще одну фразу много цитируют, которую они сказали после: «Мы не сможем забыть красоты такой. Как бы ты, князь, не решил мы (те, кто ездили в Софии Константинопольской) лично не вернемся к язычеству ».

Читая «между строк», мы видим в этих слова исповедание: «Если ты даже завтра выберешь не христианство, а, например, иудаизм, мусульманство или латинскую веру (по обрядовой стороной христианство отличалось от восточного), и даже если ты нас велишь казнить, - мы готовы погибнуть, но уже не забудем того, что почувствовали, и оттого не отречемся ».

Владимир выслушал несколько таких исповеданий. А перед исповеданием бояр было еще одно - мученическая смерть святых варягов Феодора и Иоанна. На том самом месте, где они приняли смерть, на их крови, Владимир построит первую в России каменную православную церковь, потому что деревянная в Киеве в то время уже была.

Мученическая кровь - это семена, и где оно посеяно, там христианство не исчезает, а наоборот - увеличивается

- То есть, Вы хотите сказать, что гибель от языческого нападения варягов Феодора и Иоанна влияние на князя Владимира, потому что он воспринял это близко к сердцу?

- Это не мое мнение, это мнение тоже уже устоявшаяся в исторической литературе о Крещении Руси - Это не мое мнение, это мнение тоже уже устоявшаяся в исторической литературе о Крещении Руси. И мне кажется, что эта мысль вполне справедлива.

Еще в первые века христианства появился известное выражение: мученическая кровь - это семена, и где оно посеяно, там христианство не исчезает, а наоборот - увеличивается. Почему? Потому что люди, которые становятся свидетелями мученичества верных Господу людей, удивляются: «Как человек выдержала? Итак, что-то есть такое у нее в сердце, что дороже земное помиловании? Спокойствие, какие-то другие земные блага ... ». И человек не может забыть, кого она увидела, кого вывели на лобное место и казнили. Представьте себе: стояла толпа, может, не вся толпа, а определенные люди, которые стояли и все это видели, шли домой и думали: «Что-то за всем этим есть!» И потом они искали контакта с христианами, слушали, читали, обдумывали - и сами становились христианами. Примерно тоже самое - в страданиях святых Феодора и Иоанна.

Кроме того, в Киеве уже были основы для их подвига: во времена князя Аскольда имела место первая попытка христианизировать Русь, но речь шла не о всей Русь - от севера до юга, а о той группе племен, которая находилась в то время в политической орбите Киева . Эта попытка, хотя и имела временный успех, потом наткнулась на языческую реакцию. Даже Татищев, российский историк XVIII века, или считал гипотетически, или имел утраченные сегодня летописные доказательства того, что за спиной у Аскольда сложилась языческая заговор: Олега пригласили с севера, чтобы он совершил здесь государственный переворот и отстранил от власти Аскольда.

Итак, по Аскольда Русь восприняла первые семена, но вполне была еще не готова Итак, по Аскольда Русь восприняла первые семена, но вполне была еще не готова. Между Аскольдом и Владимиром - почти полтора века. Это довольно много. Это как между нами, скажем, и либеральными реформами Александра II времен Российской империи.

Безусловно, дела Аскольда в Киеве бесследно не прошли. Была реакция, время христиане скрывались. Затем, во времена князя Игоря, после смерти Олега, начинается период веротерпимости, потому что именно во времена Игоря, который умер язычником, в Киеве уже появляется деревянная церковь святого пророка Ильи - борца с язычеством в древнем Израиле.

Она стоит не на горах, где резиденция князя, где языческие идолы - официальное капище, а в интересном месте - на Подоле, где торгово-ремесленный посад, где живут рядовые киевляне. Она стоит на берегу Днепра, возле пристани, где разгружаются торговые корабли, направляющиеся Днепром к Руси с христианской Византии.

То есть, это - и храм городской общины христиан, и одновременно портовый храм. Византийские купцы, сходя на берег, прежде всего шли в храм поблагодарить Бога за то, что они достигли Киева. Примерно на том месте, где стояла эта деревянная церковь, сегодня стоит каменный храм пророка Илии, построенный в 1692 году.

Вроде, все тихо: князь реализует свой политический курс, укрепляет власть, консолидирует племена вокруг столицы и вдруг - вызов. Смиренный, но вызов

Безусловно, Владимир знал, что среди киевлян есть христиане. Но он сделал последнюю попытку реанимировать языческий пантеон. У каждого из племен был какой-то свой культ, и князь хотел снова сплотить племена вокруг Киева, но здесь произошла особое событие.

Семья - отец и сын - были тайными христианами. К сожалению, мы ничего не знаем о жене Феодора. Возможно, он был вдовцом в то время - летописи и жития ничего не говорят. Феодир был скандинавом по происхождению, некоторое время он служил в Византии, там, вероятно, и принял христианство. Но потом, переехав на службу к киевскому князю, исповедовал христианство тайно. Видимо, он чувствовал, что здесь такая ситуация. Среди наставлений апостольских времен есть такая установка - не наражайся на то, чтобы тебя схватили: надо исповедовать веру открыто тогда, когда раскрыты твое христианство.

И Феодир вел себя именно так - он тайно исповедовал христианскую веру. Но когда за его сыном приходят волхвы, чтобы зарезать парня "богам", отец открыто сказал: «Нет! Я - христианин и бесам своего ребенка не отдам! Если ваши боги чего-то стоят, пусть сами придут и возьмут - посмотрим ». Посланники князя привели толпу, начал разрушать усадьбу Феодора, и отец с сыном погибли.

Безусловно, Владимир знал обо всем этом. И это не могло не произвести впечатления. К этому моменту все бы целесообразно: князь реализует свой политический курс, укрепляет власть в Киеве, консолидирует племена вокруг столицы и вдруг - вызов! Смиренный, но - вызов! Это, возможно, заставило вспомнить рассказы бабушки Ольги, византийских дипломатов, купцов и тех соотечественников, которые что-то рассказывали о вере византийцев ...

Устами Святослав говорит и часть человечества, которая и сегодня говорит, что христианство - это религия каких слабаков

Здесь - время вспомнить о еще одной интересной детали Здесь - время вспомнить о еще одной интересной детали. Мы говорим: «Святая равноапостольная Ольга - мудрая, успешная женщина-политик». Но попробуем на минутку представить, что это женщина, которая очень много страдала в жизни. Во-первых, она еще молодой потеряла своего мужа. Да, безусловно, Игорь пострадал, можно сказать, по определенным понятиям, справедливо, потому что силой брал у древлян дань, большую договорной. То есть, он сам нарушил обычай, закрепленный соглашениями древлян с Киевом. Но какая разница вдове? Она потеряла мужа, и у нее на руках остался сын, которого надо вырастить князем.

Когда же на склоне своей жизни она сама приняла христианство и совсем другое мировоззрение, то, безусловно, как любая любящая мать, захотела поделиться этим открытием Христа с наиболее близкой для нее человеком - сыном. Но ответил сын? Он сказал: «Мама, с меня будет моя военная дружина смеяться».

Устами Святослава говорит и часть человечества, которая и сегодня говорит, что христианство - это религия каких слабаков: они, мол, сами не умеют жить, не имеют мужества, не умеют «локтями работать», чтобы себе дорогу проложить, поэтому они придумали себе веру о том, что их пожалеют, их защитят, дадут после смерти все, чего достигли на земле.

С другой стороны, Святослава можно понять. Это был настоящий князь, воин. Он не знал, что такое роскошь. Он принципиально ее отталкивал от себя, чем удивлял византийский двор. Когда ему предлагали в качестве даров богатства - его интересовала оружие. Он спал на конском седле, ел вместе с воинами, просто поджаривая мясо на костре, одевался просто. Ничем не отличался. И вот такому человеку вдруг говорят: «Подставляй щеку» и т.д.

Нельзя говорить, что Ольга - хорошая, а Святослав - плохой. Он - «продукт» своей эпохи, делает выбор на основании поверхностного взгляда на христианство. Святославу чего-то не хватает - возраста или опыта, или времени для глубоких размышлений.

Помню один эпизод из жизни. Ситуация была в конце 1980-х годов, где накануне 1000-летия Крещения Руси. Пожилая женщина сказала: «Я в Бога не верю, но понимаю верующих бабушек: им скоро умирать, они это знают, и чтобы не было страшно - верят». Может и Святослав так думал: «Вот, мать уже старая ...».

Хотя Святослав отрицал веру, однако благородно поступил после смерти матери: выполнил ее завещание - похоронить Кристиной, не сжигать на языческому костре. Пригласил священников, дал им возможность все выполнить православным образом.

Проводя жизненные аналогии в различных веках, лучше понимаешь, что могла чувствовать в те далекие времена святая Ольга ...

Мне это напоминает бальзаковского «Обеденный безбожника». Благочестивый водовоз-католик заменил отца молодому человеку, который хотел получить высшее образование, но бедствовала. Парень выучился, стал успешным врачом, очень заботился о названного отца. Но критически относился к вере. Когда водовоз умирал, то просил питомца: «Сынок, пожалуйста ... Я знаю, что у тебя свое отношение. Я тебя не заставляю. Только прошу - заказывай меня раз в год мессу ». Друзья этого врача не могли понять: он иронически высказывается о вере, но раз в год стоит на мессе как правоверный католик! Однажды друзья стали требовать от него объяснить свое поведение. Врач ответил: «Я дал слово. А я этого человека люблю и уважаю. Это была настоящая верующий человек, и когда я стою на этой мессе, тоже молюсь: «Господи, если Ты дал ему такую ​​искреннюю детскую веру, дай и мне ее хоть немножко, если Ты есть!» »

Посмотрим Святослав мог бы поступить другое: «Что там насочиняли старая мать» Но нет! Похоронил - как христианку. Она страдала, что он не стал христианином, но у него хватило верности русским традициям - уважать старших, и хватило уважения к матери. Так, был у Святослава еще и другой эпизод, когда он проиграл битву византийцам и от ярости приказал разрушить киевские церкви. И все же, по личному материнскую верность христианству не поднял руки.

Ольга же возлагала надежды на внука - Владимира ... Ольга же возлагала надежды на внука - Владимира. И, как показывает история, эти надежды, к счастью, не были напрасными.

В советские времена подобное происходило в тысячах семей. Например, бабушка, помнила «царя-батюшку», но видела, что дети получают в школах «правильное» советское воспитание по религии, - тихонько что-то делала для внуков, надеясь, чтобы хоть они восприняли веру прежде. Одному - иконку дала подержать в руках, с другим - в церковь сходила.

Мои старшие родственники рассказывали, что прабабушка, которая не была особенно религиозной, тайно от моей бабушки моей матери младенцем отнесла в церковь и окрестила! ..

Так, проводя жизненные аналогии в различных веках, лучше понимаешь, что могла чувствовать святая Ольга. Как показывает история, которую предоставляет внука, к счастью, не пропали даром.

Существует версия, что за поисками на пути к христианству стоял банальный политический расчет - укрепить авторитет Руси на международной арене

- Удивительный экскурс. Я перенесся мысленно в ту эпоху. Признаюсь: для меня лично, более или менее понятны поиски веры Владимира - они достаточно рельефные в его биографии, но непонятный тот толчок, который произошел с княгиней Ольгой - я его не вижу в историческом контексте. Возможно, ее история жизни скромная по сравнению с жизнью князя Владимира. Вообще, какие-то версии о том, что подтолкнуло княгиню к христианству?

- Существует версия как и в отношении Ольги, так и относительно Владимира, якобы за поисками на пути к христианству стоял банальный политический расчет - укрепить авторитет Руси на международной арене. Потому что очень многие страны Европы к тому времени уже приняли христианство или западного обряда, или восточного. Эти государства считали себя более элитарными в Европе.

Русь времен Ольги - это уже очень большая по территории государство - с крепкими торговыми и политическими связями. Она простиралась от Балтийского моря на севере до порогов Днепра на юге. Огромная территория! Безусловно, надо было заставлять соседей уважать Русь, как геополитическую реальность. Поэтому существует такое толкование, что наша страна искала признание - и поэтому выбрала христианство. Но ... Безусловно, не надо, пытаясь искать объяснения тем или иным историческим событиям, отвергать какие-то рациональные мотивации, вместе с тем, не следует впадать в крайности - забывать о чем-то цильком человеческое, что вне политики и вне экономики.

Ведь имели место такие случаи. В конце 1980-х приходил человек в Церковь на волне возрождения и думала: «Здесь нужны руки и головы. Поработаю, заработаю ». Не все же шли только в поисках истины. А потом, поработав, например, на строительстве храма, тот же человек принимала христианство уже по призванию, и заработок переставал быть главным мотивом. Такой человек потом хранила верность своему храма даже в нищенские девяностых, когда был соблазн пойти зарабатывать в другом месте. И так работала до самого освящения храма.

Почему бы не предположить, что и в жизни Ольги были какие-то события, которые не отражены на страницах летописей, но происходили так же, как и сегодня происходят в жизни наших современников.

Существует легенда о том, как когда-то Ольга проходила через Подол, и у Ильинской церкви какой-то юродивый закричал: «Ольга! Ты - великая грешница! Тебе надо каяться! »Пожалуй, речь шла о древлян, о жестокой мести за смерть Игоря. Было такое на самом деле, это только фольклор, но, знаете, «сказка - ложь, да в ней - намек». Возможно, вспоминалось прошлое. Как говорится, человек в жизни земной проходит несколько возрастных границ, на каждом из которых переоценивает прошлое, свои взгляды и поступки.

Кто был неофитом знает, как оно, когда тебе открывается встреча с верой

- Господин Владислав, возвращаясь к личности равноапостольного князя Владимира - Господин Владислав, возвращаясь к личности равноапостольного князя Владимира. Всем, особенно светских историкам, характерно выражать сомнения в искренности его обращения, наверное, таким образом Пытаясь вступит с христианами в полемику. Ведь Православная Церковь канонизировала князя, и не дает покоя секулярной исторической науке. Поскольку Вы сами являетесь членом Церкви, на Ваш взгляд, насколько искренним было принятие христианства и насколько кардинально человек, которого мы знаем как Владимир-Крестителя, отличалась от Владимира Святославовича «образца» дохристианской эпохи?

- Вы верно сказали о том, что можно смотреть на историю, находясь в Церкви, или быть снаружи. Я этим замечанием ан нет немного не хотел бы обидеть людей, которые смотрят на историю не с точки зрения церковной. Потому и с церковной точки зрения иногда существует риск каких-то неоправданных обобщений, украшений, но такие украшения появляются, когда просто не хватает профессионализма.

Дело в том, что пока ты сам не переживешь опыт собственных изменений, трудно поверить, что такое может быть с другим человеком. Поэтому получается так, что когда мы смотрим на Владимира снаружи, то видим политика, князя, деятеля, у которого есть определенные мотивация, цель и пути. Внешне выстраивается одна логическая полоса: вот это он сделал ради того, то - ради этого. Действительно, тогда контраст, отраженный в летописях, вызывает удивление. Человек блудила, коварно убила брата, изнасиловала девушку-княгиню ... Как после такого этот же человек вдруг становится милосердной, набожной и в конце меняется в свою собственную противоположность ?!

Но кто был неофитом, а ваш покорный слуга им был, тот знает, например, как оно, когда тебе открывается встреча с верой.

Приведу пример из своей жизни, может, он это немножко проиллюстрирует. Я очень люблю наш Киев, наши православные святыни. Но помню, когда был старшеклассником, мой дедушка, уже, к сожалению, покойный, повел меня в Киево-Печерскую Лавру. Он не был верующим человеком, но очень уважал культуру. Там, где Церковь сделала взносы в развитие культуры, он всегда Церкви «отдавал должное» и считал, что внук должен быть с этим культурным достоянием ознаймолений. Он повел меня в Лавру, и Лавра, в хорошем смысле этого слова, ошеломила - почти тысячелетняя история, храмы, росписи, иконостасы, мощи, пещеры, подвижники такие, как преподобные Нестор, Агапит, Антоний и Феодосий. Но шли мы, экскурсанты, по пещерам, а между нами шел парень и оглядывался то на одних, то на других, будто что-то скрывал, а затем - резко наклоняется над мощами, целует и идет дальше.

Только я догадываюсь, что он мог чувствовать! .. Помню его трагические глаза: на него смотрели как на психически больного, как на дикаря. А он терпел эти взгляды, и молча прикладывался к мощам ...

А здесь - в обители прп.Сергия - никто умирать не собирается: гудят колокола, продолжается служба, горят лампады ...

У меня ощущение тогда были какие-то раздвоенные. С одной стороны, меня удивляло, что человек может быть таким «фанатичной», а с другой стороны, мне было как-то жалко человека, она так страдает. Я не могу сказать, что я тогда чувствовал уважение к этому человеку, - очень «идейно правильный» был, но ... Через год я впервые в жизни оказался в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, а она тогда была уже действующим монастырем, на отличие от Киево-Печерской.

И вот все то, о чем нам рассказывали в школе, и не только в школе, - развалилось на глазах! Нам рассказывали, что умрут советские верующие бабушки, которых мы, советские пионеры, в последние видим, и Православие исчезнет: оно нужно только тем, кто до сих пор не смог принять советское видение жизни. А здесь - в обители преподобного Сергия - никто умирать не собирается: гудят колокола, продолжается служба, горят лампады! Этот мир преподобного Нестора, преподобного Сергия жил, дышал! У храмов проходили молодые семинаристы - будущие священники, а не дедушки, которым завтра умирать. У них впереди - целая жизнь!

Так же и в неофита: во время первых шагов на пути веры, возникает ощущение контраста между предыдущей жизнью и жизнью новым. Святые отцы пишут, что Господь дает такую ​​начальную благодать, чтобы поддержать, потому что потом начнется борьба за то, чтобы сохранить в сердце веру, подниматься выше по этим ступеням. Это будет уже борьба суровая - будут и соблазны большие, и испытания сильнее, и чтобы человек держалась - Господь дает радость, которую потом мы вспоминаем в трудные минуты.

Вот как в браке ... Торжественно происходит венчание, а позже, среди трудностей повседневной семейной жизни, когда люди открывают друг в другом не только симпатичные черты, упоминание о благодатной радость первых дней становится одним из орудий поддержки в момент искушения по распада.

Так почему не представить, что Владимир - князь Божий избранник и избранник истории - был человеком, который также почувствовала контраст между своей прошлой жизнью и началом новой жизни?

Владимир окрестился - и стал святым. А почему бы и нет?

- Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом - Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом. Мы часто видим его изображение на гривне или в храме на иконе. Кем он стал после Крещения в истории?

- Читайте «Повесть временных лет». Здесь можно цитировать и цитировать. Во-первых, он стал очень набожным человеком, начал строить храмы, создавать дела милосердия. Летописец пишет о том, что он отправлял по разным концам Киева своих гонцов, и они выкрикивали: «Где немощные, старики, больные, покажите нам». И где люди отзывались, туда заносили с княжеских палат или кладовых продукты, одежду, возможно, и деньги, или князь приглашал к себе тех, кто мог прийти.

Некоторые считают, что это все - более поздние дополнения к летописи, положительный образ правителя искусственно вырисовано позже. Вот, окрестился - и стал святым. А почему бы и нет?

Если сегодня, через тысячу лет, мы наблюдаем, что такие примеры есть в жизни, когда человек и выпивала, и курила, и грабила, и, может, в тюрьме сидела, а потом встретила в своей жизни Христа - и изменилась. Почувствовала в душе Его благодатную ощупь, почувствовала, что вся ее душа отталкивается от прошлого, хочет его перерасти и пойти дальше. Именно так, как апостол говорит, стать новым творением во Христе. Почему же такое не могло произойти с Владимиром?

Я лично предполагаю, что все, о чем говорится в летописи об изменениях в характере Владимира, могло иметь место. Видимо, действительно, что-то - в соответствии с литературного агиографического канона - было подправлено, добавлено, но это формы, это литература. Однако за этим могло стоять реальная жизнь.

Приведу конкретный исторический пример, когда реальные события в жизни святого человека задокументированы современниками, а позднее агиографическая литература, хотя и дополняет картину этих событий новыми деталями, однако «возникает» не на пустом месте. Речь идет о святого князя-мученика Михаила Черниговского. Мы его позднее житие. Там говорится о том, как он пострадал в монгольской орде за веру, как его мучили, как ему родственники советовали хотя бы формально поклониться огню, прежде чем пойти к хану на аудиенцию. Он отказался.

Так вот, через несколько лет после реальной смерти Михаила о его мученичестве написал в своем описании орды папский дипломат Плано Карпини, посетивший подчинены монголами земли на Руси. Деталей - меньше, но засвидетельствовано главное - мученичество князя за веру в резиденции хана.

Житие - это словесная икона, а не историческая хроника. Она изображает торжество, достойный Христа итог жизни святого человека. Цель агиографии - показать, как верность заповедям Божьим помогла человеку преодолеть все искушения.

Кто-то из известных историков сказал, что странной отличием Христианства является тождество зафиксированного в письменных источниках духовного опыта людей разных эпох и культур. Если современный опыт подтверждает возможность изменения людей к лучшему после встречи с Христом, то какие основания считать тот самый опыт невозможным в прошлом?

Прозвучало главное: Христос есть Бог, который спас в человеке человека и вернул ей Вечная жизнь

- Разговор об этой эпохе - историю святости на Руси - не только интересная, а срочно нужна - Разговор об этой эпохе - историю святости на Руси - не только интересная, а срочно нужна. С Вами общение чрезвычайно интересен, содержательным и то оно придает новое дыхание всем этим устоявшимся картинам. Перед тем, как попрощаться, еще один вопрос: история не знает таких слов «если бы», но: можно себе представить нашу сегодняшнюю государственность, нашу сегодняшнюю культуру, нашу современную историю без поступка Владимира в том далеком Х веке?

- Безусловно, нет. И ничего оригинального в этом ответе нет. Без присоединения к семье христианских народов Европы Русь не стала бы тем, чем она была в период своего единства.

С христианством пришло, во-первых, новое видение мира. По сравнению с язычеством, это было более человечное видение мира, а из всех религиозных взглядов на мир - самое человечное. Потому что только христианство исповедует: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. И только христианство знает Бога, не просто стал Человеком, а Какой пострадал за человека, пострадал, если не был ни в чем виновным. Пострадал тех, кто пытался выбрать эгоизм вместо любви.

В чем заключается Христианство? Есть два пути. Один из них: я - самодостаточный. Но это - эгоизм. По этому пути пошел сатана. Другой путь - Любовь. Когда любишь, направляешь внимание на другого, даришь себя. Человек попытался поэкспериментировать: «А может, я попробую быть самодостаточным». Но не знала, что так теряется Любовь. Теряется способность любить. Самодостаточный любить не умеет. Человек не знал, что самодостаточность - это заблуждение дьявола. Когда все стало понятно, человек желал вернуться к Богу, но самостоятельно этого сделать не смогла. Господь становится человеком, берет человечество за руку и говорит: «Я Себя отдам за тебя». Тем самым выполняет дело Любви, показывает пример Любви.

Осознание этого - принципиально новый уровень бытия целого народа. Не будем украшать: Русь еще долгие века имела двойную веру. В быту придерживалась каких-то языческих обычаев, предрассудков, но прозвучало главное: Христос есть Бог, который спас в человеке человека и вернул ей Вечная жизнь, вернул ей смысл бытия вообще. Когда народу приходит такая мысль, народ поднимается до совершенно нового уровня.

Мы все - дети Владимира в том смысле, что из-за событий 988 года вышли на те достижения, которыми пользуемся и сегодня

Во-вторых, на момент крещения руссов Византия, которая была носителем Христианства, представляла собой государство с большим культурным опытом и подарила Руси многое из своего опыта. Русь приняла то, что на тот момент могла взять. Через веру мы примкнули и до самого в то время в Европе опыта культуры. И, безусловно, государственность русичей получила новый статус, новую прочность.

Безусловно, мы всегда будем помнить, что мы - дети Владимира в том смысле, что из-за событий 988 года мы вышли на те достижения, которыми пользуемся и сегодня.

Когда мы в храме, мы исповедуем ту веру, которая стала общей на этих землях именно со времен Владимира. А когда мы выходим из храма, то, хотя и видим вокруг очень секуляризованный социум, все равно, постоянно что-то напоминает о нашем христианском 1000-Датта.

Вы хотя бы одну маршрутку можете сегодня найти в Киеве без икон? Я - не могу.

Безусловно, у многих из нас сегодня еще примитивное отношение к вере: «Господи, Ты - мне, я - тебе». Но еще 20 лет назад представить себе в нашей стране, чтобы светский человек открыто поставила икону на своем рабочем месте ...

Некоторые ветераны Великой Отечественной говорили, что на войне неверующих нет. Мне кажется, что сейчас и за рулем авто трудно оставаться атеистом. Кто-то, игнорируя правила дорожного движения, может лишить тебя жизни или элементарного покоя: ударит, сделает из тебя виновника и потребует компенсаций, которые станут катастрофой для семьи ... Поэтому я верю, что большинство водителей закрепляют иконы над рулем с искренней верой: «Господи сохрани! »

- Мне остается только поблагодарить. Господин Владислав, успехов Вам, пусть Господь дарует возможность настоящее Вам талант историка, публициста и писателя, талант искреннего человека приумножать и применять во благо.

- Спасибо Вам! С праздником святого Владимира!

Беседу вел протодиакон Николай Лысенко

источник

Способствовали они, по Вашему мнению, формированию христианского мировоззрения Владимира?
Почему?
Потому что люди, которые становятся свидетелями мученичества верных Господу людей, удивляются: «Как человек выдержала?
Итак, что-то есть такое у нее в сердце, что дороже земное помиловании?
Но какая разница вдове?
Но ответил сын?
Вообще, какие-то версии о том, что подтолкнуло княгиню к христианству?
Как после такого этот же человек вдруг становится милосердной, набожной и в конце меняется в свою собственную противоположность ?
Так почему не представить, что Владимир - князь Божий избранник и избранник истории - был человеком, который также почувствовала контраст между своей прошлой жизнью и началом новой жизни?