Свежие новости

Чего ждать от внедрения национально-патриотического воспитания?

  1. Начнем с противоречий
  2. гуманитарные науки
  3. "Такой украиноцентризм фактически приводит к формированию в учебных заведениях привилегированного положения«...
  4. "Единственное можно сказать с уверенностью: насаждения образовательной системой идеологии национализма...
  5. Примечания

В Украине официально отсутствуют органы, занимающиеся идеологическим влиянием. Впрочем, в этом нет необходимости, ведь и без идеологических отделов или министерства просвещения националистические идеи постепенно внедряются новой властью в разные сферы жизни. Это проявляется в систематических репрессиях против оппозиционных СМИ, принятии пакета «антикоммунистических» законов и внедрении Приказом № 641 от 16.06.2015 г.. Министерства образования и науки (далее МОН) концепции национально-патриотического воспитания. Цель принятия этого приказа довольно проста. Национально-патриотическое воспитание через насаждения гомогенных взглядов и ангажированного националистическими ценностями видение реальности должно было способствовать сохранению режима и добросовестному выполнению гражданами своих обязанностей в защите интересов государства. А это особенно актуально в условиях войны. Концепция не является прецедентом - с момента обретения независимости можно насчитать 4 подобные документы. Однако больше всего пугает ударение МОН на том, что ни один из предыдущих актов не были воплощены в жизнь, тогда как до внедрения последнего министерство подошло с большой ответственностью, разработав обязательные к учету «Методические рекомендации по предметам» и план мероприятий по реализации концепции.

Свою ангажированность МОН не скрывает. В первых же предложениях методических рекомендаций, которые мы подробнее рассмотрим далее, говорится о «революции достоинства» и важность войны на Востоке. Площадь описывается как форма «невиданного до сих пор в мировой истории мирного коллективного протеста украинский в ответ на нарушение базовых прав человека и гражданина со стороны недемократического политического режима в стране» (Методические рекомендации по предметам 2015). Так далека от нейтральности интерпретация отвергает возможность cформуваты любой другой, критичен к позиции украинской власти взгляд на текущие события. Но зачем воспитывать в детях аналитические способности? Гомогенной массой управлять гораздо проще, чем индивидами, которые мыслят критически.

"Общеобразовательных учреждений рекомендуется проводить сбор средств для военных, формировать школьные музейные экспозиции, где будут прославляться бойцы АТО".

Более того, в результате внедрения концепции национально-патриотического воспитания, сдвиг вправо произойдет не только в гуманитарной сфере, но и в преподавании точных наук. Так, МОН предлагает введение на уроках математики и физики задач с патриотическим содержанием. Общеобразовательным учреждениям рекомендуется проводить сбор средств для военных, формировать школьные музейные экспозиции, где будут прославляться бойцы АТО. Считается необходимым «проводить конкурсы детского изобразительной творчества" Слава украинским военным ", писать письма, проводить встречи с волонтерами и участниками АТО». На уроках трудового обучения планируется изготавливать «разнообразные по конструкции и различные по сложности изготовления" печки "," якоря "для поиска растяжек, маскировочные сетки, сумки для аптечек, рукавицы, сувениры с патриотической символикой и т.д.» (Методические рекомендации по предметам). Это исключает из приемлемых вариантов антивоенную, пацифистскую позицию учеников, формирует культ войны и сильного воина.

Начнем с противоречий

Рекомендации охватывают весь возможный спектр общего образования: от того, на чем акцентировать внимание при изучении большой буквы, в задачи по математике, от начальной школы до старших классов. Все это переполнено националистическим пафосом и эклектичными утверждениями. Так, при предоставленных (уже готовых) идеологических формулах, требуется развивать в детях личное «Я»; героизация войны подается рядом с подчеркиванием на «смысле жизни как высшей ценности». Вместе с подчеркнутой важностью «повысить воспитательный уровень современного урока и его творческий потенциал», проводить дискуссии и развивать критическое мышление, заранее определяется, что именно должен думать ученик, когда он читает и «анализирует» тот или иной текст, как должно относиться к отобранных по четкими критериями героизма / нации персоны или события. Украинский приписываются различные абстрактные качества. Например, считается необходимым «поддерживать такие важные черты украинской нации, как отзывчивость, трудолюбие и милосердие». Вопрос остается открытым: из каких источников автор черпал характеристики «украинской ментальности» и целесообразно их с научной точки зрения, вообще выделять (а тем более транслировать через школьное образование)? Развивать в детях эти качества по принципу: любой чутким, трудолюбивым и милосердным, потому что все украинцы так делают - не лучший метод воспитания, ведь такой подход не дает объяснений, почему важно следовать социальным нормам. Кроме того, он еще и конструирует стереотипное представление о представителях иной национальности как таких, которые не соответствуют канонам «украинской ментальности».

Кроме того, он еще и конструирует стереотипное представление о представителях иной национальности как таких, которые не соответствуют канонам «украинской ментальности»

Хотя, читая «Рекомендации», можно время от времени встретить необходимость воспитания в детях чувство толерантности, текст насквозь пропитан идеями украиноцентризма. Когда речь идет о «формирование национального самосознания», прямо не указывается, что это должно быть именно украинская «самосознание», но это следует из формулировок. Например, «важным аспектом формирования национально самосознательная личности является воспитание уважения и любви к государственному языку». Воплощение в жизнь такой системы может привести к выставлению за пределы школьного сообщества (как неких изгоев) представителей национальных меньшинств и других культур, которые не смогут нормально интегрироваться в новый украиноцентристская образовательное пространство, не приняв определенный набор ценностей, предложенные МОНом. Требование использовать исключительно украиноязычный режим в школах без уточнения, касается ли это иноязычных школ, выглядит несколько предвзято. Около 30% жителей Украины являются русскоязычными [ 3 ] , А в Юго-Восточном регионе существует большое количество русскоязычных школ. Кроме того, следует учитывать также право других национальных меньшинств на обучение на родном языке. Установка на воспитание всеобщей любви к украинскому языку и исключения возможности потребления других языков в процессе обучения прямо противоречит даже представлениям самого автора рекомендаций по идеалу «многоязычия», который он выделяет как одну из ценностей Майдана в начале текста.

Учителям и вообще общеобразовательным учебным заведениям, несмотря на сугубо националистическую пропагандистскую работу, рекомендуется также «проводить информационно-просветительскую работу с родителями», согласно призывая транслировать ценности нации не только в пределах учреждения школы, но и в семье. Учитывая, что концепция национально-патриотического воспитания предусматривает также контроль СМИ, это значительно увеличивает вероятность формирования гомогенного информационной среды, ограничивая попадание в дискурс любых других, «ложных» с точки зрения доминирующей идеологии, взглядов.

гуманитарные науки

В гуманитарной сфере внедрения национально-патриотического воспитания выглядит едва ли не наиболее спекулятивными и, к тому же, может стать наиболее действенными.

Так, предлагается изменить принцип преподавания украинской литературы, подчиняя ее целью сформировать национально сознательную личность. В произведениях украинской литературы XIX в., Где трудно найти идею «нации», предлагается формировать «понимание того, что на протяжении истории человечества украинцы, как и другие народы, непосредственно участвовали в выработке системы общечеловеческих ценностей, обогащали мировую художественную сокровищницу художественными шедеврами ... что формировать патриотическое личность ». Так, хоть и не прямо, но правильно расставляя акценты только на национальном, требуется забыть левую составляющую творчества таких выдающихся личностей, как А. Довженко, М. Волновой, В. Симоненко и других.

Не менее абсурдно выглядит акцентирование важность системного изучения на уроках украинского языка «слов-символов, в которых запечатлены культурный опыт прошлых поколений: аист, калина, кладка, бархатцы, вышитое полотенце и под.». Какой же культурный опыт запечатлен в кладке и аисту? Архаический характер подобных рекомендаций, вместе с постоянным акцентом на необходимости изучения народных пословиц и обрядовых песен, внедрение в систему образования «казацкой педагогики», наталкивает на мысль, что автор концепции в процессе ее написания почерпав вдохновение из педагогических разработок прошлых веков.

Основной задачей зарубежной литературы авторы рекомендаций считают «воспитание любви к украинскому языку и литературе как органической части мировой культуры, стремление к сохранению родного языка, национальных традиций и ценностей», но отнюдь не ознакомление учащихся с текстами иностранных авторов. При этом четко акцентируется иерархическое отношение к зарубежным культур. Учитель должен информировать детей о «богатство украинского языка и литературы на фоне мировой культуры». Именно на фоне как определенном фоне, над которым возвышается достояние украинской «священной нации». К тому же фраза о мировой культуре звучит слишком громко, ведь в предыдущих абзацах четко выставлен приоритет на «европейский и украинский векторы».

Кстати, закрепление в представлении детей Киева как неизменной столицы предлагается делать во время преподавания иностранных языков. «При изучении темы« Украина »ученики должны представить столицу с целью поощрить иностранных туристов приехать в Киев», а также акцентировать внимание на выдающихся местах. Отдельно стоит сказать о русском языке. Не может не вызвать улыбки рекомендация МОН на уроках русского языка читать «переведены произведения украинских писателей и поэтов».

"Такой украиноцентризм фактически приводит к формированию в учебных заведениях привилегированного положения« титульной »нации и пренебрежение правами на свободное национальное и культурное самоопределение".

Однако наиболее демагогическим выглядит раздел «Языки и литературы национальных меньшинств». В нем признается принцип «равноправного сосуществования различных форм культурной жизни национальных меньшинств Украины, на общечеловеческих ценностях, воспитывающие в обществе толерантность, уважение к другим взглядам, культур, религий» и поднимается вопрос «предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций , языка, культуры, формирование собственного национального достоинства ». Однако тут же подчеркивается и совершенно противоположное: «патриотизм в настоящее время является насущной необходимостью и государства, которому необходимо, чтобы все дети стали национально сознательными гражданами - патриотами». Такой украиноцентризм фактически приводит к формированию в учебных заведениях привилегированного положения «титульной» нации и пренебрежение правами на свободное национальное и культурное самоопределение. Раздел об истории начинается фразой А. Довженко: «Народ, не знающий своей истории, является народ слепцов». Именно слепцами Министерство образования и науки, очевидно, и хочет сделать школьников. На уроках истории предлагается воспроизводить уже классический национальный нарратив, что указывает на преемственность истории украинского государства еще с Руси, а существование сегодняшней Украины представляет как «результат тысячелетней борьбы украинского народа за право иметь свое национальное государство». Первоочередной вопрос, что у каждого адекватного человека должно вынырнуть: «Существовала эта борьба за национальное государство, когда не существовало нации в современном понимании?». Ответ кажется однозначным.

Возникает удивительное ощущение, что, описывая казаков, сам автор рекомендаций верит в свои слова. Так, он говорит, что украинцы «единственная в мире казацкая нация», а «казачество было дисциплинированной организацией самого украинского народа, исконной формой его самоорганизации и самозащиты в тяжелое на основе древнего обычая - Воли». Конечно, никакой украинской «извечности» в организации казаков не было, многое они, условно говоря, позаимствовали у кочевников и польской шляхты, а воля вообще не является обычаем.

Как утверждает автор, в «казацкие времена нашему народу были присущи высокий уровень благородства, нравственности, духовности, доблести». Видимо, он имеет в виду еврейские погромы времен Хмельницкого и изгнание остальных не православных. Впрочем, как мы видим, МОН целом не проявляет слишком толерантной позиции в отношении евреев и поляков, предлагая героизировать С. Бандеру как соответствующего лидера ОУН и УПА. Хотя это было сделано еще раньше в ходе принятия «антикоммунистического» пакета законов.

Лично от себя хотелось бы добавить к рассказу о «подвиге героев Крут» еще «героическое» подавления рабочего восстания в Киеве, которое происходило почти параллельно. Также многое можно добавить и к интерпретации «революции достоинства», которой будут посвящены отдельные школьные уроки, на которых события 2013-2014 годов предлагается рассматривать с позиции противостояния «диктаторских ценностей евразийства и общечеловеческих ценностей Европы».

Альтернативу таком одностороннем представлению истории Украины в школе, еще в 2007-2009 годах, была создана группой историков, среди которых председательствовала профессор «Киево-Могилянской академии» Наталья Яковенко. Основная идея заключалась в изложении в учебнике перед школьниками чистых фактов (с документами) и уже в ходе беседы и обсуждения - в формировании определенных оценочных суждений, побуждающим учеников критически рассуждать.

Точные и естественные науки

В содержание задач и задач на уроках математики, физики и информатики рекомендуется закладывать патриотическую составляющую, а на уроках геометрии при изучении геометрических преобразований делать объяснение «с помощью различных украинских орнаментов (вышиванок)» и «обратить внимание учащихся на то, что многие орнаментов только на первый взгляд кажутся симметричными », а« на самом же деле создания человеком орнаментов является процессом творческим, не всегда подчиненным математическим законам (в отличие от машинного орнаментации) ». Также ученикам предлагается разрабатывать различные проекты, один из которых называется «Сборник украинских исторических задач». Таким образом, на уроках по точным наукам, где реальным основной задачей является изучение соответствующих предметов, время будет заполнено ненужными этнографическими деталями.

Таким образом, на уроках по точным наукам, где реальным основной задачей является изучение соответствующих предметов, время будет заполнено ненужными этнографическими деталями

В процессе преподавания всех школьных предметов предлагается акцентировать внимание на отечественных научных достижениях, имевших место в прошлом. Для поощрения их изучения придумываются различные награды. В случае географии МОН посвятило отдельное подразделение, в котором предлагается праздновать в 2015-2016 учебном году юбилейные даты: «115 лет со дня рождения Владимира Михайловича Кубийовича, Украинский эконом-географа, демографа, энциклопедиста; 150-летию Михаила Ивановича Туган-Барановского, украинского экономиста, эконом-географа, государственного деятеля» и других. Те же принципы касаются биологии, экологии, химии и естествознания. В процессе их изучения важное место должно занимать восхваление природы Украины и рассказы о «народные предания, легенды, сказания, загадки, песни, думы, пословицы и приметы о наших спутников». Если в процессе изучения гуманитарных наук латентное насаждения националистических идей и ценностей можно хоть как-то соотнести с изучением культурных образцов, то их транслированию при изучении математики и биологии нет никакого объективного оправдания. Это начинает граничить со здравым смыслом, составляя реальную опасность в смещении непосредственной цели этих учебных дисциплин и снижении качества образования.

Пушечное мясо

В статье Виктории Мулявко «Концепция воспитания пушечного мяса» уже довольно подробно анализировался мобилизационный аспект проекта национально-патриотического воспитания. Эта тема, в абстрактных тезисах концепции кажется еще достаточно размытой, развилась в рекомендациях более детально. Тема служения и верности Родине особенно подчеркивается в разделе документа в национальных меньшинств. Можно предположить, что именно в них государство видит слабое звено, так как большое количество представителей национальных меньшинств может НЕ видеть объективных причин участвовать в военном противостоянии с «чужую» страну и, соответственно, идеологическое воздействие на них является наименьшим. Критериями правильного воспитания, по мнению МОН, является формирование у учащихся (представителей национальных меньшинств) заботы «об обеспечении целостности и суверенитета Украины, забота о ее постоянное развитие на пути к демократическому национального возрождения», а «в случае угрозы национальной безопасности патриотизм проявляется в готовности служить Украине, встать на ее защиту; в признании приоритета общественных и государственных интересов над личными ». Итак, как видно из приведенных цитат, полностью игнорируется факт, что в представлении национальных меньшинств Родина может быть другой, не говоря уже о космополитизм, что считается в тексте чем недостойным.

По мнению МОН, на уроках математики ученикам должно прививаться уважительное «отношение к Вооруженным силам Украины, подготовка к овладению военными профессиями, мотивация учащихся к военной службе», а не знания; впрочем детальных механизмов формирования такого отношения текст избегает, оставляя свободное пространство для интерпретаций.

"Единственное можно сказать с уверенностью: насаждения образовательной системой идеологии национализма вместо воспитания критического мышления (еще и такими абсурдными методами) точно не создаст основу для дальнейшего урегулирования вооруженного конфликта, а только подпитывать поле ценностных и идеологических недоразумений".

Также фактически два абзаца посвящены военной подготовке в разделе «Физическая культура», где как раз четко указывается на то, что ученик-выпускник должен стать пушечным мясом. В результате проведения уроков физического воспитания человек должен быть подготовлен к овладению военными профессиями, к службе в армии и постоянно совершенствовать свою подготовку к защите Отечества, а «инвариантный модуль" Общая физическая подготовка »и разделы вариативных модулей" Специальная физическая подготовка "направлены на совершенствование физической формы учеников, их функциональной готовности ». Функциональной готовности к рабскому участия в военных противостояниях интересов капитала.

Несмотря на четкие намерения авторов концепции, последствия имплементации рекомендаций по внедрению национально-патриотического воспитания в систему школьного образования сложно предсказать. Следует учитывать, что серьезность восприятия их учителями (которые в данном случае являются основными исполнителями нововведений) и готовность беспрекословно им следовать могут отличаться по регионам, а реакция детей на подобную образовательную политику будет зависеть от ценностей и политических взглядов их родителей, которые не так просто изменить воспитательными беседами. Единственное можно сказать с уверенностью: насаждения образовательной системой идеологии национализма вместо воспитания критического мышления (еще и такими абсурдными методами) точно не создаст основу для дальнейшего урегулирования вооруженного конфликта, а только подпитывать поле ценностных и идеологических недоразумений. Однако, судя по вооруженного дискурса, власть и не рассчитывает на быстрое прекращение войны.

Примечания

1. Концепция национально-патриотического воспитания. Приложение к приказу Министерства образования и науки Украины от 16 06. 2015 № 641

2. Методические рекомендации по национально-патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. Приложение к приказу Министерства образования и науки Украины от 16 06. 2015 № 641.

3. См. Хмелько В. Е. Лингво-этническая структура Украины: региональные особенности и тенденции изменений за годы независимости.

Но зачем воспитывать в детях аналитические способности?
Какой же культурный опыт запечатлен в кладке и аисту?
Первоочередной вопрос, что у каждого адекватного человека должно вынырнуть: «Существовала эта борьба за национальное государство, когда не существовало нации в современном понимании?