Свежие новости

Странная загробная жизнь Понтия Пилата

В конце второго века нашей эры языческий интеллектуал Цельс написал антихристианский трактат, в котором высмеивалась вера в Иисуса Христа

В конце второго века нашей эры языческий интеллектуал Цельс написал антихристианский трактат, в котором высмеивалась вера в Иисуса Христа. Если Иисус действительно был Сыном Божьим, он спросил, почему Бог не наказал Понтия Пилата, человека, ответственного за его распятие? Почему Пилата не сводили с ума и не разрывали на части, как персонажи греческих мифов? Почему с ним не случилось несчастья?

Хотя существует множество более поздних христианских традиций о наказании Понтия Пилата, все они, по-видимому, относятся к периоду, долгое время после того, как Цельс писал. Вызов Цельса и ответ ранних христиан на него позволяют предположить, что в утверждении о том, что префект Иудеи избежал несчастья, было нечто большее, чем просто ядро ​​истины. Это подразумевается из усилий, предпринятых ранними христианами, чтобы освободить его от ответственности за Распятие.

Единственное достоверное утверждение о жизни Пилата после его пребывания в Иудее - от ручки еврейского писателя Иосифа. В своей « Древности евреев» , написанной примерно через 60 лет после событий, Иосиф Флавий заявляет, что Пилат был отозван в Рим после того, как он неправильно обращался с бунтом, в котором участвовали самаритяне в 36 г. н.э. пожилой, но бескомпромиссный правитель, назначивший его десятью годами ранее. Пилат поспешил обратно, но к тому времени, когда он прибыл, в марте 37 г. н.э. больной Тиберий умер. Новый император Калигула взял на себя бразды правления.

Что произошло дальше, это догадки. Джозефус больше ничего не говорит о нем, подразумевая, что не было никакого слушания. Возможно, из-за общей эйфории вокруг вступления Калигулы его дело было приостановлено или просто забыто. Возможно слушание продолжилось, и он был оправдан. Насколько нам известно, ему дали еще одну публикацию.

Отсутствие соответственно ужасной судьбы для Пилата поставило христианских апологетов в затруднительное положение. Как губернатор, Пилат должен был выносить суждение в случае с капиталом: он был тем, кто осудил Иисуса на кресте. Не было никакого обхода его вины. Божье наказание должно было последовать.

Тем не менее, в первые годы христианства было трудно делать такие заявления. Римское государство с подозрением относилось к новому культу, и, если христиане хотели избежать конфронтации, лучше не обвинять одного из чиновников Рима в совершении самоубийства. Канонические Евангелия подчеркивали, что Пилат не был полностью виноват. Он не мог найти вины в Иисусе: «Я не нашел в нем оснований для смертной казни. Поэтому я накажу его, а затем отпущу », - заявляет Пилат в Евангелии от Луки. Джон дважды заставляет Пилата объявить: «Я не нахожу оснований для предъявления ему обвинения». Апокрифическое Евангелие от Петра , которое многие ученые считали одним из первых христианских текстов, пошло еще дальше. В этом Пилат и его солдаты не играют никакой роли в насмешках или пытках Иисуса. Сам он заявляет: «Я чист от крови Сына Божьего», и вместе со своими солдатами, которые охраняют гробницу Иисуса, он стремится скрыть чудо Воскресения от еврейских священников.

Традиция безупречного Пилата, свидетеля Страстей, привела к странному раннехристианскому увлечению им. Ко второму веку нашей эры среди верующих распространились поддельные письма Пилата, рассказывающие о чудесной истории Иисуса. Так называемые Деяния Пилата , предположительно вытекающие из собственных записей губернатора, изображают Пилата обращенным. Тертуллиан, христианский теолог конца второго столетия, описал Пилата как кого-то, «который сам по своей совести был теперь христианином» и утверждал, что Тиберий был настолько убежден сообщениями Пилата, что он поместил бы Иисуса среди римских богов. Сенат отказался. Различные версии Актов Пилата были настолько влиятельны, что в начале четвертого века римское государство создало и пропагандировало антихристианскую, «истинную», языческую версию в попытке дискредитировать христианские. Излишне говорить, что это было не более надежно, чем его конкуренты.

Все это может показаться просто капризным, но отпущение Пилата принесло ужасную цену. Ранние христиане перекладывали вину за Распятие на других. Опровержение аргументов Цельса, написанных епископом третьего века Оригеном, ясно показывает это: «Пилат осудил Его не так сильно, - писал он, - как еврейский народ». Цельс выбрал не того преступника; и тот факт, что иудейская нация была разорвана римлянами и рассеяна по всему лицу земли, было доказательством Божьего возмездия. Поддельные письма и христианские версии Деяний Пилата говорили почти то же самое, что и другие христианские апологеты. Деяния зашли настолько далеко, что толпа евреев сказала Пилату, что они охотно принимают кровавую вину, отголосок Евангелия от Матфея, и та же самая толпа кричит: «Его кровь будет на нас и наших детях!» Эти требования легли в основу христианского преследования евреев вплоть до наших дней.

Видео: профессор Кевин Батчер из Университета Уорика о настоящем Понтии Пилате

Дорогое освобождение Пилата было результатом особых религиозных и политических обстоятельств. Когда Римская империя стала христианским государством в четвертом веке, больше не было необходимости подчеркивать его невиновность. Никейский Символ веры, сформулированный при императоре Константине в 325 г. н.э. и исправленный в 381 г. н.э., прямо заявил, что Христос «был распят при Понтии Пилате». Стало приемлемым считать Пилата злодеем, и развился целый ряд мифов, описывающих его ужасный конец.

Однако некоторые влиятельные христиане возмутились. Святой Августин, писавший в шестом веке, утверждал, что когда Пилат писал на кресте «Иисус из Назарета, Царь Иудейский», он действительно имел это в виду: «Из его сердца не могло быть вырвано, что Иисус был Царем Иудейским «.

В то время как Запад продолжал развивать традицию «плохого» Пилата, который был наказан за свои проступки, Восточная Церковь предпочитала более сочувственную интерпретацию. Пилат был не только христианином; он был исповедником и даже мучеником. В одном восточном тексте «Передача Пилата » Тиберий приказывает обезглавить губернатора за то, что он позволил Распятию идти вперед. Сначала раскаивается Пилат, а затем голос с небес провозглашает, что все народы благословят его, потому что под его правлением пророчества о Христе исполнились. Наконец ангел берет на себя ответственность за его отрубленную голову. В некоторых отчетах он похоронен со своей женой и двумя детьми рядом с могилой Иисуса - гробом мученика.

В Евангелии от Матфея жена Пилата предупреждает своего мужа не причинять вреда Иисусу и за это она добилась святости среди православных христиан. Копты и христиане Эфиопии сделали следующий шаг и канонизировали самого Пилата. В эфиопской коллекции агиографий день Святого Пилата назван 25-м числами летнего месяца Санне, который делится с его женой Проклой и святыми Иудой, Петром и Павлом:

Приветствие Пилату, который вымыл руки
Чтобы показать, что он сам был невиновен в крови Иисуса Христа

Те, кто знаком с западной традицией, могут найти идею святого Понтия Пилата любопытной или даже абсурдной. Но увлечение Пилатом никогда не проходит. От Деяний Пилата до романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргерита» , человек, который перекрестно исследовал и распял Иисуса, остается загадкой, теневой метафорой противоположностей: двусмысленности и упрямства, трусости и героизма, жестокости и милосердия. Его дилемма - делать правильные или популярные вещи - это проблема каждого правителя. Возможно, именно поэтому люди могут сочувствовать ему: нам тоже иногда приходится сталкиваться с трудным выбором; хотя, к счастью для нас, его наследие, вероятно, будет менее продолжительным.

Кевин Батчер - профессор кафедры классики и древней истории в Университете Уорика и автор книги Дальнейшие приключения Понтия Пилата ,

Если Иисус действительно был Сыном Божьим, он спросил, почему Бог не наказал Понтия Пилата, человека, ответственного за его распятие?
Почему Пилата не сводили с ума и не разрывали на части, как персонажи греческих мифов?
Почему с ним не случилось несчастья?