Свежие новости

красное

координаты: 49 ° 48ь10 "с. ш. 24 ° 45ь56 "вост. д.

1,7 тыс. Жителей.

Карта


Красное я знала давно. Через поселок лежит путь на Львов и далее на Польшу, потому бывала я здесь в 1998 году неоднократно. Всегда прилипала носом к окну, когда поселок появлялось вдоль трассы: комплекс Вороняки здесь очень живописное, пейзажи по-карпатском гористые. С трех сторон Красное защищено лесистыми холмами, с четвертой стороны, безлесные, поднимается Чертова Гора (252м).

Но так, чтобы не просто посмотреть, но и самой по поселку походить, получилось только в августе 2005 года. А потом еще в марте 2008

И искала я здесь не столько пейзажи, сколько два дворца, о которых известный краевед Орест Мацюк вспоминал в своих легендарных "замков и крепостей Западной Украины".

В большем, расположенном сразу у дороги, в самом начале поселения, содержится сейчас ПТУ ( "ремесленная школа", словами Мацюка). Об этом здание, писал исследователь, сохранилось немало рассказов и достоверных переводов с XVIII - первой половины XIX века. К сожалению, ни одного достоверного рассказа Мацюк в книге не приводит.

Более того, сама я, тщательно забыв все ранее прочитанное о Красное, забыла и о том факте, что во дворце сейчас ПТУ. Хорошо хоть, о самом дворец помнила. Это позволило цепляться ко всем встречных жителей села с расспросами вроде: "А где в вас здесь дворец? Нет, я знаю Он есть! Да что вы мне говорите, есть в вас в Красном дворец! Покажите!".

Меня не понимали и испуганно жались под родные заборы. Наконец женщина вблизи относительно новой греко-католической церкви с памятным крестом в честь стрелков УГА во дворе, кажется, поняла, что я от нее хочу.

Маршрут она предложила такой: мимо церкви, дальше будет сельсовет, старое здание, но не дворец, а дальше возле кладбища - заброшенный (ибо где детей набрать?) Детский сад. Вот вполне может быть то, что я ищу.

Почему сад заброшенный, я спрашивать не решилась: и так все знают о демографической ситуации в наших селах.

Пошли искать садик. Нашли длинный одноэтажный неинтересен корпус, деревянный крылечко над входом, остатки "фресок" с цветными зайчиками и гусями на обшарпанных стенах, разруха, разруха ...

Нет, не оно. Тем более, я помнила из книги Мацюка, что рядом с одним дворцом есть и другой, меньше. Принадлежал Зузанны, дочери хозяина села господина Томаша Стрембоша. Возведен в стиле ампир. Даже дата пребывания отца и дочери указан: 1820. Ну и где он? Где "прекрасно построена ворота в стиле ампир" (с) А. Мацюк), через которую соединялись оба дома?

Нет. Искала, значит, не там. (Потому и в голову не могло прийти, что сооружение, мимо которой так много раз проезжала, и является дворцом!).

Пробежала сельской улочке, поняла, что здесь нечего искать. Но когда взгляд сканировал местность слева от кладбища, он заметил что-то непонятно-интересное на горе за селом.

Та-а-ак ....

Только теперь я поняла слова женщины у церкви: "А может, вам надо к развалинам монастыря?" Кажется, именно туда мне и надо.

... Путь ведет на краю села, мимо кладбища, в поле. По дороге щедро набиваю желудок яблоками и сладкими желтыми грушами: как раз фруктовый сезон.

Это только издалека кажется, что к развалинам на горе близко. Карабкаться придется аж под облака: высота вот этого конкретного Вороняка - 432 метра над уровнем моря.

Кстати оставляем в лесу, хотя это и рискованно. Подниматься вверх с тяжелыми рюкзаками жарким августовским полудня не хочется. Тяжело.

Мик уже наверху, а я трижды понимаю, что все, дальше анируш. Сердце бунтует и пытается вырваться из тесной клетки. Понемногу, метр за метром, я все-таки преодолеваю последние метры до относительно равного плато. Мы уже в сосновом лесу. Какое здесь воздух!

Деревья служат своеобразными памятными знаками: стволы совершенно сперищени надписями типа "Здесь были ...".

Оглядываюсь вокруг - не заметно следов валов. А что, могло же быть? Место как раз для какого-то древнего городища: высоко, красиво ... только реки поблизости не хватает.

Валов не замечено.

Валов не замечено

Непонятная сооружение, которое заметили снизу, зовет. В нескольких шагах мы у нее. Wow!

Нет, я понимаю, что на развалинах сохранились бетонные остатки. Что само сооружение со странными окнами различных форм (полукруг, круг, прямоугольник, все расположены произвольно, без какого-либо заметного порядке) слишком мала, чтобы быть настоящим монастырем, как о ней говорила женщина из села. Но все же, все же ...

Здесь невероятно красиво. С 450-метровой высоты Красное видно все, до последней домики. А еще неудержимо тянет исследовать первый, подземный ярус часовни.

Заходим. Первое помещение - небольшой. Лимба. Предбанник. С каждой стороны узкого коридора - по 2 ниши в стене. Пусты. Ни гробов, ни скелетов, лишь кое-где пакетики от чипсов.

Вторая и последняя зал - круглая. Шикарная потолок из кирпича. По три углубления в стенах: высшее других - окно, ниже по две ниши для гробов. Ниш много, кажется, 16 или 12. Тоже пустые.

Там, на вершине, классно. Это говорю я, девушка, которая упала на обратном пути, подвернув ногу на спуске. Даже эта досадная неожиданность не омрачила упоминания о мавзолее на высокой горе.

Уже позже я узнаю из известного путеводителя Мечислава Орловича, что эта часовня на горе в лесу - мавзолей (1820) семьи Стрембошив, бывших владельцев поселения. На момент написания путеводителя в дворце-ПТУ находился заведение для девушек, которым занимались монашки.

А расспрашивать о мавзолее жителей села, ранее известного как Wielkie Lackie, все же не было смысла. До 1939 года здесь проживало немало поляков, а после войны в уцелевшие дома въехали совсем новые жители. Память села выехала вместе с его жителями.

По легенде, Томаш Стрембош строил мавзолей ночью, при свете луны, искупая часть своих грехов. Р.Афтанази предполагает, что Стрембош хотел и после смерти видеть всю свою "королевство", который раскинулся у подножия горы.

И самое главное. Вот об этом .

Описание польски Роман Афтанази заканчивает фразой: "В конце в лесу было также ОКО с таинственными готическими надписями, вроде ПАМ" палатка эпохи романтизма - знак несчастной любви Зузанны Стрембош к какому художника ".

О Стрембошив надо рассказать подробнее. Смотрите ниже.

Дворец в самом начале Красного, и все-таки у дороги. К старого корпуса прижались новые здания - и это свело всю старинную ауру. И сторожка у ворот есть. Правда, назвать ее архитектурным шедевром трудно.

Эх ... A. Чоловский писал в начале ХХ века, единственный сохранившийся без изменений двором (в смысле имением) на территории Тернопольского воеводства был именно поместье в польски. Правда, он имел в виду малый дворец, тот, которому не суждено стать ПТУ. Исследователь описывает его как одноэтажное ампирными сооружение с мансардный гонтовой крышей, с двумя фронтонами и балконом, который опирается на четыре колонны. Да что там описания - все прекрасно видно на архивной фотографии внизу. Из того, что разглядеть трудно - детали. Под окнами дворец на прямоугольных плитах содержались поочередно два сфинкса и два наполеоновские орлы. Тимпан украшали аллегорические фигуры античных богинь Минервы и Фортуны. Об интерьере известно, что имел дворец хорошую большой зал с деревянными ионическими колоннами, коллекцию живописи, ампирные мебель, подсвечники и часы, два хорошо украшенных мраморных камины. Принадлежало это все Зузанны (которую Мацюк назвал Сюзанной) с Стрембошив - в браке сначала где Фреснель (de Fresnelow), а затем графини Очаровський. Именно панна Зузанна зафундувала в польски монастырь сестер милосердия - и отдала под монастырь и свой дворец. Теперь понятно, почему часть сохранившегося дворца так напоминает костел: там и был костел! Именно монашки занимались монастырем и дворцами до прихода Советской власти.

А.Чоловський считал, что прекрасная ворота с фигурами Геркулеса происходила со времен предыдущего двора, то есть как минимум с начала XVIII в. Жаль, ворота не сохранилась. Завершал свою разведку о польски историк словами о том, что это единственный образец памятники такого рода - и поэтому к нему нужно относиться осторожно и сохранить для потомков.

Ага.

Хотя гораздо больше информации об этом месте, конечно, у Романа Афтанази. Он пишет, что польски было известно уже с конца XIV в .: первое упоминание под 1380, когда староста русский Ян, решая спор Николая Шерочиця с Пшибким из Буска признал польски собственностью первого. Правда, после этого на несколько веков польски из документов исчезает, как будто и не существует. Ситуация изменится только в конце XVIII в., Когда село вместе с Вильшаница, Ляшко и Прус принадлежало великому чудаку и психопату (так в тексте!) Томашу Стрембошу с Дунаевцы. Как будто приведенной характеристики мало, упоминается, что Томаш славился еще и невероятной физической силой. В молодости он был капитаном 12 полка уланов под командованием Юзефа Понятовского. После окончания наполеоновских кампаний Томаш Стрембош поселился в Галиции и даже входил в местный парламент.

Когда именно сандомирский род Стрембошив получил польски, неизвестно. И о самом Томаша известно мало - документов не хватает, анекдотов однако полно. О том, как собственными руками, голыми руками, скажем так, он расправлялся с людьми из своего окружения. Для двух его сыновей и дочери отец стал убийцей: довели! Говорят, дочь он просто дернул за загривок - а девушка умерла не столько от боли, сколько от удивления. С всех детей Стрембоша до взрослого возраста дожила только вышеупомянутая Зузанна (1803-1892). Да и то - живая осталась, потому что еще в 14 лет сбежала во Львов, где и воспитывалась в монастыре сестер сакраменток. Жена же сбежала от Стрембоша еще раньше.

Зузанна была девушка смелая. но общество давило и на нее. Под этим давлением девушка была вынуждена выйти замуж за престарелого французского графа Фердинанда де Фреснель (Ferdynand Hennequin de Fresnel et Curel), эмигрировавший из родины во времена французское революции и перешел на службу к Габзбургив, дослужившись до генерала и командующего австрийских войск во Львове. Вот интересно - кто же эту Зузанны подталкивал к мезальянс, если сам Томаш Стрембош был против этого брака?

То, что тесть и зять ссорились не на шутку - не редкость, и ходили слухи, что между новоявленными родственниками доходило до вооруженных конфликтов.

В 1831 Зузанна овдовела, долго не скучала - и уже через год вышла замуж за графа Константина Очаровського (1795-1880), офицера польских войск. Новый муж тоже был уже пожилым, а бонусом был просто легендарно-гадкую внешность. Во времена ноябрьского восстания он был адъютантом генерала Амброзия Скаржинского и получил золотой крест Virtuti Militar. Мезальянс № 2 считался чем-то пример - внимание! - патриотизма со стороны молодой женщины. Так, говорили, Зузанна спасла род Очаровських, которая потеряла все свои богатства во времена восстания.

Зузанна вскоре снова овдовела, стала хозяйкой крупных имений - и занялась благотворительностью. Она была основательницей школ и госпиталей, церквей и костелов. О том, что польски завещала монашкам, я уже упоминала.

Психопат Томаш Стрембош сначала жил в соседних с польски Ясеновцы. В то время в польски, вероятно, уже существовал старый двор. Когда старый двор модернизировали в модном тогда стиле ампир, псих перебрался туда. Известно, что малый дворец имел длину 28, а ширина - 18 метров. К подробных описаний экстерьеров и интерьеров отсылаю всех к 7 назад "Действуй резиденций ..." Романа Афтанази. Скажу лишь, что в старом дворе насчитывалось 17 комнат.

А вот теперь о том, что сейчас ПТУ. Итак, уже монахини достроили до восточной стороны старого дворца большую часовню и новый, лишенный стиля, дом под интернат для их воспитанниц. В салоне старого дворце устроили своеобразный музей, где собрали самые интересные вещи Стрембошив: семейные портреты, мебель красного дерева, литографии и тому подобное.

К сожалению, не сохранились нарядный павильон на дороге на Золочев, и оранжерея в восточном углу поместья. Был и парк - как же без него?

Был и парк - как же без него



Ибо где детей набрать?
1820. Ну и где он?
Мацюк), через которую соединялись оба дома?
А что, могло же быть?
Вот интересно - кто же эту Зузанны подталкивал к мезальянс, если сам Томаш Стрембош был против этого брака?
Был и парк - как же без него?