Свежие новости

Белая Криница

координаты: 47 ° 58ь37 "с. ш. 25 ° 53ь00 "вост. д.

КАРТА

Белая Криница - село Глыбоцкого района, в 20 км от райцентра Вблизи пограничной станции "Вадул-Сирет". 20 км - очень оптимистичная цифра, но не надейтесь преодолеть их за 20 минут, например. Дорога откровенно паршивая, хотя указатели на Белую Колодец случаются очень часто.

Из полезных советов для тех, кто едет на Украину-румынскую границу автомобилем: в Глубокую НЕ заезжайте. Лишний кусок дороги, причем катастрофически плохой дороги. В Черепковцы смысл немного срезать дорогу - когда справа появится через одноэтажными домами жилая пятиэтажка при воинской части, езжайте к ней, а не кружит деревней. Все равно к ней уедете, только это больше времени будет продолжаться.

Ну а паспорт с собой иметь обязательно всем, хоть вы с автомобилем, хоть без.

Надеяться добраться туда общественным транспортом можно, конечно, но это трудно: пазик отправляется в Белую Колодец в 12-00 с Черновицкого автовокзала - и сразу возвращается в облцентр . Так что считайте.

По последней информации, еще один бус около девяти, но информацию следует уточнить на автостанции (требуется не главная черновицкая станция, а одна из периферийных, и, что возле парка им. Т.Шевченко).

Поселение было основано 12 семьями российских старообрядцев-липован. Липоване - те, кто сохранил верность старой православной культовой традиции после церковного раскола в XVII веке, спровоцированного патриархом Никоном. Название суб-этноса, по мнению самих липован, произошло от традиции носить лапти, плетеные из липовой коры - типичная народная этимология, которая в данном случае может оказаться верной. 22 апреля 1784 австрийский император Иосиф ИИ позволил беженцам-Липованах заселиться в опустошенных селах Тернавка и Варница, именно на их месте и возникла Белая Криница. Однако известно, что еще в начале XVIII в. липованы просили сербского митрополита Амвросия предоставить определенную церковную иерархию, чтобы можно было рукополагать священников и епископов.

Климауцы (Климовке, Climăuţi), которые прекрасно видно с левой стороны, с румынской стороны (сразу за пограничными вышками) - тоже село Липованское, там тоже до сих пор говорят почти исключительно на русском. Храмы Климауцы хорошо видно дорогу в Белую Колодец. Два пограничных села даже архитектурно перекликаются: и там и там по две церкви, и там и там одна старая - с XVIII в. (В Климауцы это 1753), а другая, разукрашенная, выше - новая (в соответствии храм Сергия Радонежского то с 1880 г.., Все же тоже с начала ХХ в.). Только новая румынская церковь издалека выглядит совсем уж какой-то детской пластиковой пирамидкой: не слишком гармоничный силуэт, странное сочетание цветов. Деньгами на строительство этой святыни помог меценат Арсений Морозов. С Успенским храмом в Белой Кринице ситуация лучше - но о нем поговорим ниже.

Странность: по старым легендам, земля обетованная липован - таинственное Беловодье, где никто не будет преследовать по религиозным признакам. В урочище Варница близ села действительно вода белого цвета через известняковый налет. Отсюда и название села.

Быт липованов даже в XXI веке полный религиозных представлений и предостережений. Пишут, что даже если человек другого вероисповедания коснется лишь к защелки дверей, старообрядец должен немедленно ее вытереть. В дом ни в коем случае нельзя запускать собак. Правда, с каждым годом все труднее отличить липованов от других буковинцев по внешнему виду: прогресс добирается и сюда. Разве вот своеобразные, изготовленные из сукна четки-лестовка отличают старообрядцев от других людей.

Старшие липованы даже разговаривают на старославянском языке. Младшие - на русском, причем такой, знаете, настоящей русской. Без фрикативних h и всех этих "шо-шо".

И австро-венгерская и румынская власть относилась к староверов достаточно толерантно (почему и нет: Буковина тогда была малозаселенной, а липованы показали себя неплохими, трезвыми хозяевами), а вот советские чиновники такого образа жизни откровенно не понимали. То, что село все равно оставалось вещью в себе, законсервированным центром прошлого - большая заслуга пограничной зоны, и сейчас проходит селом (не забудьте взять паспорта!). Именно закрытость Белой Кринице позволила ее жителям и жить вдали от атеистического марксизма-ленинизма. С 1844 по 1946 г.. Белая Криница была центром старообрядческой иерархии.

Старообрядцами были певец Шаляпин и театральный режиссер Станиславский, меценаты Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы, Строгановы, Рябушинские. С БЕЛОКРИНИЦКИЙ липованами поддерживал связи анархист Михаил Бакунин.

Главное сооружение, центр общественной жизни Белой Кринице - конечно же, церковь. Посреди села смотрит куда-то в сторону Румынии непривычная для Украины сооружение - возведен по проекту талантливого московского архитектора Александра Кузнецова и под наблюдением австрийского архитектора В.Клика и подрядчика Тряпкину Успенский собор (1900-1908) в стиле архитектуры постмонгольськои Московской Руси. Если быть совсем уж точными, святыня построена в переходном стиле - от от русского стиля конца XIX в. к неороссийского, лелеемое всеевропейской волной модерна а.к.а. сецессии.

Заказчиками храма было московское купеческое супругов Ольги (урожденной Рахмановой) и Глеба Овсянникова. Пара потеряла сына Александра - и в память о своем ребенке решила построить церковь. Ее построение обошлась в фантастическую сумму. Пожертвования шли из разных стран. Овсянникова, скажем, отдали на будивництуво 5000 золотых рублей. Из Москвы прибыли не только деньги, но и гранитные детали, литье и отделочные материалы. Иконостас изготовили резчики из Владимира, художники из Москвы, расписывали стены палехской мастера.

Все получилось очень по-русски роскошно.

Говорят, отделка храма выполнено даже более искусно, чем архитектурные детали Резиденции митрополитов в Черновцах . Здесь вам и облицовочный голубая глазурованный кирпич, покрывающая все стены, и разноцветная керамическая мозаика, и тонкая работа с кирпичом, а также модные в момент построения храма арт-нувошни мотивы можно угадать. Но вместе оно все почему-то не играет - ну, по моему мнению, не должна совпадать с вашей. Дело даже не в показательной роскоши посреди несчастного деревушки, а в каких немного НЕ ТЕХ пропорциях, НЕ ТОЙ композиции, НЕ ТАКОЙ стилизации. Всего, кажется, здесь слишком. ( Такой же собор, но для пчел, есть с вели Глубочек ).

Завершить малярные работы в соборе (по эскизам В.Васнецова) помешала Первая мировая война. В 1960 г.. Забелили и уже расписаны хоры ... Неудивительно: в 1946 г.. Собор превратили в колхозный склад минеральных удобрений, предварительно выбросив из него несколько грузовиков богословских книг, а на месте разбитого мужского монастыря устроили пограничную заставу. Заново освящен собор в 1992

На базе собора с 1988 года действует музей старообрядчества, здесь находится резиденция предстоятеля Русской православной церкви. В 1996 здесь проводился Священный Собор Русской православной старообрядческой церкви по случаю 150-летия присоединения к церкви древньоправославних христиан первого Белокриницкого митрополита Амвросия, которого тогда же причислили к лику святых.

В сентябре 2006 г.. В Белой Кринице состоялся Второй Вселенский собор Русской Православной старообрядческой церкви Белокриницкой древньоправославнои согласия.

Рядом с помпезным собором стоит каменная-деревянная Косьмодамианивська церковь (XVIII-XIX вв.). Этот храм возник еще в первые годы проживания в поселении липован и представляет собой яркий пример симбиоза двух культур. Трехъярусная характер деревянной части церкви напоминает типичные церкви Западной Украины. Вместе с церковью появился в лесу рядом с деревней и мужской монастырь. В 1803 г.. Обитель перенесли на территорию Белой Кринице. У нас время от него сохранились лишь остатки монастырского кладбища, которое является местом паломничества для старообрядцев всего мира.

Вблизи собора в 1999г. Сведена скромная трапезная (она же зимняя) церковь св. Василия: сейчас старообрядцам все труднее находить «спонсоров» вроде купца Овчинникова. Похожие липованские села находятся и по ту сторону границы, в Румынии. В Черновицкой области липованы также проживают в Белоусовке, печное и Сокирянах (все - Сокирянский район), в Черновцах. Правда, называют себя они не липованами, а «кацапами».

Вместе с церковью с появился в лесу рядом с деревней и мужской монастырь. В 1803 г.. Обитель перенесли на территорию Белой Кринице. У нас время от него сохранились лишь остатки монастырского кладбища, которое является местом паломничества для старообрядцев всего мира.

В советское время в селе было уничтожено еще и два храма: деревянная церковь св. Николая и Покровский собор с высокой колокольней (см. Их изображения в галерее справа, на рисунке). Сооружения стояли рядом друг с другом.

Сооружения стояли рядом друг с другом

А теперь о том, как Блэку пытались арестовать в Белой Кринице.

Впервые в жизни я попала туда погодным мартовским днем ​​- аккурат на 8 марта 2000 (или все же 1999-го? Уже не вспомню). Таков был мой мне подарок, который тогдашний мой муж и подарил. По дороге, как положено, несколько раз заблудились (тогда не было еще никаких километровок и джи-пи-есив), но на место таки попали. Ни о какой пограничную зону и не слышали ранее. О том, что паспорт в таких местах надо иметь обязательно - тем более.


Вот он - храм старообрядцев, я выскакиваю из машины с фотоаппаратом и пытаюсь выбрать лучший ракурс. Абсолютно ниоткуда передо мной материализуется молоденький старший лейтенант с невероятно длинными ресницами вокруг честных голубых глаз, несколько укоризненно рассматривают мои шпионские попытки закамуфлировать предательство Украины каким-то там знимкуваннямы каких-то памятников архитектуры.


"Ваши документы"
"Ой, а я не взяла с собой".
"КАК?!?!?!"
"Ну ... да ... А что, надо было?"
"Вы с какой целью здесь? Вы знаете, что это пограничная зона и здесь НЕЛЬЗЯ быть без документов?"
"Я гражданка Украины, приехала в украинское село сфотографировать украинские памяти" палатки архитектуры. Если это криминал - можете меня арестовать "
- "Сейчас мы посмотрим ... Вы откуда ??"
"Кам" Каменец-Подольский "
"И БЕЗ документов!?!?! ?? !! ??!?!" (Немая сцена).
"Это запрещено, приезжать сюда из соседней области?" -
"Сейчас мы посмотрим, сейчас мы посмотрим, где ваши документы? .."

Диалог продолжается еще довольно долго в таком же стиле, начинает сильно мне надоедать, затем проверяется Сергеево удостоверения водителя ... Лейтенант немного смущен, он сопровождает меня в прогулке вокруг храма. А я ... ну не знаю, откуда это взялось, но все те напряженные минуты, пока пограничник екскортував Блэки вокруг комплекса, с меня как из дырявого мешка сыпались одно за другим вопрос: "А ГДЕ заходится Румыния? А как туда ехать? ( !!!) а вот то, что на холме - это уже Румыния или еще нет? а что это у них так и за башни? а далеко отсюда туда? а как те башни удобнее рассмотреть Нет, а все-таки, чТО это в них за башни? "

Лейтенант потел, страдал и смотрел на меня глазами очень избитого пограничной собаки. Шпионка вела себя слишком вызывающе, даже не попыталась скрыть свои враждебные намерения - просто с моста взялась за скачивание информации, позор да и только.
Финал истории печален. Как ни я нервная, а Сергей нервно. Когда мы уже уходили домой, была предпринята попытка протаранить плохонький пограничный пункт на максимальной для наших старых жигулей скорости. Сергей искренне надеялся, что хоть кто-то из приставак от такого перенервничал столько же, сколько он от этих вымогательств документик.
Эх, которой наивной сказочкой выглядит это все с высоты проживания в Москве, где даже в соседний магазин за хлебом ходишь с паспортом ...

Эх, которой наивной сказочкой выглядит это все с высоты проживания в Москве, где даже в соседний магазин за хлебом ходишь с паспортом



Или все же 1999-го?
КАК?
А что, надо было?
Вы с какой целью здесь?
Вы знаете, что это пограничная зона и здесь НЕЛЬЗЯ быть без документов?
Вы откуда ?
Это запрещено, приезжать сюда из соседней области?
Сейчас мы посмотрим, сейчас мы посмотрим, где ваши документы?
А как туда ехать?
А вот то, что на холме - это уже Румыния или еще нет?