Свежие новости

Судебная Вишня

Немного западнее городка раскинулось в неглубокой долине реки Вишни старинное поселение Судовая Вишня.

Вкусный, сочный, фруктовый вступление к описанию города. Вишневый сок вот-вот хлынет на экран, наполнит собой и маленькую речку, приток Сяна, и утопающий в садах провинциальный город. Выглядит оно сверху, с высоты птичьего полета , Кругленькой вишенкой? А что, очень даже похоже. И вишневый хвостик есть. Долгое и круглое, вытянутое кометой вдоль центральной магистрали, связывающей Городок с Мостисками, оно нежится в покое и тишине еще с 1230. Именно тогда о Вишню (а так город назывался до 1545 г.) впервые упомянул Галицко-Волынская летопись.

Хотя археологи могут возразить, нагло сплевывая вишневые косточки на землю вокруг Судовой Вишни: какой-никакой 1230, вы что? Мы проводили раскопки, и доказали: люди в этом месте селились задолго до времен галицкого княжества!

И они правы, эти наглые археологи.

И они правы, эти наглые археологи

Но не будем трогать сейчас остатки поселения пшеворской культуры, найденного здесь археологами. Все равно мы не Специалисты и ничего в обломках кувшинов не понимаем.

Даже валы, которые кое-где сохранились в Вишне и происходят, скорее всего, с Х века, я рассматривать не буду. Слишком мало известно о Вишню тех времен, хотя я и нашла на одном из польских сайтов память о том, что здесь найдено также - цитирую - "osiedle Deberki XI - XII w., osiedle Czworaki XII-XV".

Кто такие Деберкы и Чвораки, которые жили здесь в раннеславянские времена, мне неизвестно.

А еще недалеко от города находилась могила, которую в народе называли Татарским Копцы. Там, говорят, было немало напирзруйнованих погребов и стен.

Почему именно поселение получило такую ​​вкусную название - не знаю. Однако знаю кое-что из истории Вишни. Например, год получения Магдебургского права - 1368-й (так утверждают польские ученые, хотя меня удивляет такая дата. родной город и то перешло на немецкое право позже, в 1374-м). Магдебургия пришла в город вместе с королевским разрешением на выкуп вийтивства каким Петром Кмит.

Самое время для города, видимо, было XVI столитття. Расцвет и гордость. Хотя татары смущают время от времени, но как удобно расположено поселение, как раз между Львовом (в него 48 километров) и Перемышлем (туда еще ближе, всего 44 км). Странно было бы не воспользоваться прелестей, которые география подняла на тарелочке галицкой городке при битом торговом пути.

В 1563 году здесь был основан православное братство - вроде тех, которые действовали во Львове, Луцке или Каменце . В то время Вишня неоднократно получала все новые и новые привилегии (в 1537, 1545, 1576, 1578, 1639, 1553, 1765 годах).

А еще в городе неоднократно происходили Генеральные сеймиках Русского воеводства (Земли Львовской, Перемышльской, Саноцкой и Жидачевской). Об одном из них, от 1766, даже польский поэт Винценты Пол писал в третьей части поэмы "Дневник йогомосци Бенедикта Винницкого".

Именно в шестнадцатом веке переполнена шляхтой, которая съехалась на сейм, Вишня получила также известного своего жителя, который прославился в истории украинской культуры. Философ, писатель и гуманист Иван Вышенский (а речь именно об этом выдающемся полемиста) родился в Вишне где-то в промежутке между 1545 и 1550 годами. Биографические сведения о прославленную фигура украинского Возрождения слишком скупые и противоречивые, а украинский инет переполнен биографиями и отрывками из произведений Ивана, который назывался Вишенским совсем не просто так.

Он упорно защищал православную веру и всячески выступал против Унии и Петра Жалобы, жил то на Афоне, а то в Манявском скита Написал по крайней мере 17 произведений, из которых единственным, напечатанным при жизни автора, был "Писание к Сбежав от православной веры епископом" (в составе выданной в остроге "Книжицу" (1598) упорядоченную к 1600 сборник "Книга" выдать не удалось). Другие произведения Ивана Вышенского распространялись как правило в рукописях.

Вишневчане о земляке помнят - и потому установили в его честь бронзовый бюст (скульптор Д.Г.Крвавич). Помнят и другие украинцы - поэтому о Вышинского писали и Иван Франко, и Василий Шевчук, и Роман Иваничук, и Юрий Хорунжий ...

Кстати, не все так просто с фамилией Вышинского. Ли оно происходит от названия города, а в Судовой Вишне тех времен просто жила семья Вышинский - неизвестно. Как и неизвестно точное светское имя полемиста (ведь Иван - имя духовное). Возможно, звали его Ильей.

Неудивительно, что именно Вишня дала жизнь такому неодолимому борцу с католицизмом. Судовая Вишня, сеймовых город, центр политической жизни края, то и дело превращалось в живую коллекцию напыщенного галицкого дворянства.

Возможно, в поселении, кроме братства, было при церквях или монастырях и несколько школ, где Вышинский получил начальное образование. Отмечают потому исследователи его превосходное знание польской литературы ттих времен. И вспоминал писатель позже: "грамматического Дробязко я не изучал, риторических игрушек не видел, ничего философского високозаносного не слышал".

Скромный был он, этот "Иоанн мних с Вишни" ...

Кстати, а вы догадались, почему в 1545 году Вишню переименовали в Судовой Вишне? Что это за экзотическая ягода такая?

Да-да, переименование было связано с сеймами. Судились-советовались здесь галицкие господа, вот и надо было отличать эту Вишню от других ее тезок .

Хотя была и другая возможность гордиться городом у его жителей - здесь действовал мощный центр икономалярства.

Во времена казацких войн (1648-1654 гг.) Судововишнянци, объединившись с жителями соседних сел Волчищовичи, Дидятичи, Романков и Стоянцы, разгромили помещичье имение в Волостков.

В конце XVIII - начале XIX века в городе, окончательно потеряло гонор и спесь политического центра края, начинают кое-как развиваться мелкие капиталистические предприятия. Работает кирпичный, лесопильный завод, мельница, винокурня, фабрика керамики, седельные, пивоварня. Есть немало мастерских: канатная, ткацкая, кожаная, позументная, гончарная.

Именно с тех дико капиталистських времен сохранилась в городе единственная на всю Львовскую старая бумажная фабрика (1787) ... которой я не видела. Ведь готовлюсь к поездкам своим фирменным способом: стараюсь забыть все, что слышала знала о городе. Вот и забыла ...

Орест Мацюк пишет, что бумажную фабрику над р. Раковец впервые упоминают документы как собственность Антона Комаровского. А последнее упоминание относится к 1820 году (в Францисканской метрике). А за два десятилетия в производстве бумаги в Галиции произошла мини-революция: появились специализированные машины. Вот бумажная фабрика и не выдержала конкуренции ...

Я только дома поняла, что многочасовое пребывание в плачущей от дождя Судовой Вишне было не очень удачным и результативным. Потому самое интересное я не увидела (если не считать самым интересным ресторан на центральной площади, где мы, голодные от долгой дороги до с Бережаны , Жадно поедали картофель). Итак, кроме бумажной фабрики, о которой я помнила, и которую не слишком хотелось искать среди луж, я не увидела

1. Дворец. Кстати, о нем я тоже знала, более того - спрашивала у местных жителей. Меня направили в нарядного домике с башней в центре города. Да, там музей, который не работает в среду, а сегодня как раз среда. На дворец здание похожа мало, но если автохтоны говорят - "дворец", надо им верить.

Не надо. Теперь радуюсь картинкой в "замков и крепостей Западной Украины" Мацюка - и мыслью о том, что в Мостисьок когда-нибудь попаду. И скорее всего через Судебную Вишню.

2. Уже упомянутые выше остатки боярского замка XII - XIII веков. Хотя объект - не архитектурный, а археологический, все-таки стоило бы на валы посмотреть.

Подробнее о них читайте (если есть желание) здесь:

Ратич А. А. Результаты исследований древнерусского городища Замчиска в г.. Судовая Вишня Львовской области в 1957 - 1959 гг. // МДАПВ. - 1962. - Вып. 4. - С. 106 - 119.

3. Догадываюсь, что сооружение с едва заметными барельефами, изображающими мужчин в старомодных костюмах, когда имела какое-то отношение к монастыря отцов-реформатов, который помещики Судовой Вишни - львовский каштелян Ян Семинський и киевский охотник Францишек Завадский - заложили в 1730.

Участок земли под строительство предоставил король Август II.

При монастыре был костел Вознесения Девы Марии, построенный известным итальянским архитектором Павлом Фонтана. В Польше этот храм был известен благодаря с высокочтимого образа святого Антония Падуанского, который находился на алтаре, посвященном этому святому. Алтарь основала жена кастеляна Дорота Семинська. И началось - с 1752 года по Судовой Вишни идут новость за новостью: чудо! Чудо! Чудо !!! Паломникам только того и надо было, кажется. В город потянулись все, кто мечтал о выздоровлении или решения хлопотливых вопросов. А уж какие толпой собирались возле костела 13 июня, в день отпущения, и представить себе трудно. Тем более, ни графического изображения святыни мне найти не удалось.

Отцы-реформаты оставили Вишню 7 сентября 1945. Не надо объяснять, почему? В их помещениях расположился, на столько знаю, заведение для психически больных.

Хотя, по некоторым данным, их святыня снова действует. Надо будет проверить.

4. Хм. Вроде, все. А как знаете в этом городе с семитысячным населением и длинной историей еще что-то интересное - сообщите, хорошо? :)

О, вспомнила! Даже на гербе города - вишневое дерево. Ну кто бы сомневался! : О)

А властвовали здесь в разное время: Хенриета Коморовска, графиня Антонина с Коморовских баковское, с начала ХХ столитя Судовая Вишня принадлежала Яну Марса (фамилию воовниче!), После него - Кшиштофу Марса. В последнее бургомистром города был Владимир Пайгертов .

Ну вот наконец дошла очередь к рассказу о католический храм в городе.

Первая латинская приход появилась здесь, вероятно, еще во времена предоставления городу магдебургии (напомню: 1368). Ее появление связывают с именем короля Казимира Великого. И первое документальное подтверждение существования в поселении прихода относится к 1393.

В середине славного для Вишни XVI века местным священником был Марцин Кровицкая, который позже прославился как кальвинистский деятель. Именно из-за его благосклонное отношение к Реформации судововишенська приход потеряла часть своих привилегий и имущественных прав, в 1605 году все-таки восстановил король Сигизмунд ИИИ.

Правдоподобнее, что к концу XVI в. костел в городе был деревянным. Лишь в 1589. ксендз Яков Соликовский начал строительство каменного храма, которое было завершено уже при последующем священнику, Каспере Рожинському.

Освящен храм был в 1620р. перемишльским епископом Иоанном Венжика.

В 1785 году в храме изрядно прошелся огонь - настолько подробно, что остатки храма пришлось демонтировать. Роль приходского костела на время примерил на себя уже упоминавшийся костел при монастыре реформатов. И рок - он злой и циничный, и чувство юмора у него черное. Кляшторный костел за несколько лет и сам превращается в факел.

Выход нашли немного парадоксальный. В городе, где жило немало греко-католиков и православных, с 1858 года костелом стала ... церковь. Ейкуменистична история.

Ейкуменистична история

Поэтому сооружение, украшающая сейчас одну из главных улиц города, не является старой. Ее первый краеугольный камень был заложен в 1884 году. Освятили нововозведенный храм в 1890 году.

Первая мировая не слишком хорошо влияла на архитектуру, поэтому в межвоенный время святыня была отреставрирована.

А в 1920 году Судовая Вишня стала центром деканата, в составе которого было 6 приходов. В то время и до 1933 года местным священником был отец Ян Пельчарський.

После Второй мировой судьба вообще отвернулась от сооружения: с 1947г. здесь действовал состав. Костельной имущество местный священник вывез в Польшу - история, которая повторялась на Галичине десятки, а то и сотни раз.

Католики Судовой Вишни вернули себе храм в 1989 году. Костел отреставрировали (хотя, кажется мне, этот процесс все еще продолжается - вокруг храма полно ремонтного хлама). Так как главный алтарь было уничтожено, на его место стал похож алтарь из костела в Тамановичи.

Сейчас в приход в Судовой Вишне принадлежат также села Милятин т и Стоянцы, а также костел францисканцев-реформатов (оп-ля. Мало того что сохранился, он еще и действующий сейчас?).

)

"Вот уже семь - восемь лет, как я время от времени возвращаюсь из путешествия через столицу польских скинхедов, город Перемышль, на Львов этой" спорной территорией "," общей территорией ", этой Галицией. Семь - восемь лет я наблюдаю одно и то же . Автобус, битком набитый суетливыми соотечественниками и их сумками, ссоры из-за первую- лучшую глупость, плохой запах, русский язык, русское диско, сбор денег на взятку для пограничников и таможенников (по десять долларов за одну большую сумку). Кроме того, двое- трое узнаваемых с первого взгляда поляки в - какие-то туристы в поисках Атлантиды польского Львова (костелы, гробницы, орльонта).

Я читаю с дорожных знаков названия - Мостиска, Судовая Вишня, Городок - каждая из них вобрала в себя столько, что стала больше от истории, от мифа, даже от поэзии. Но тут же, рядом со мной, едет реальная Украины - вне истории, вне мифом, вне всем на свете, некое "шо-шо?" ... "

Юрий Андрухович. "Три сюжеты без развязки".

Три сюжеты без развязки



Хотя археологи могут возразить, нагло сплевывая вишневые косточки на землю вокруг Судовой Вишни: какой-никакой 1230, вы что?
Что это за экзотическая ягода такая?
1945. Не надо объяснять, почему?
А как знаете в этом городе с семитысячным населением и длинной историей еще что-то интересное - сообщите, хорошо?
Мало того что сохранился, он еще и действующий сейчас?
Но тут же, рядом со мной, едет реальная Украины - вне истории, вне мифом, вне всем на свете, некое "шо-шо?