Свежие новости

Следующая остановка - Черновицкий вокзал. Железнодорожные станции Львов

Пожалуй, большинство львовян не сможет ответить на вопрос, где находится Черновицкий вокзал, а еще какая-то часть горожан скажет, что речь идет о Главный вокзал, потому что это кажется логичным - к нему ведет улица Киевская, поэтому и вокзал самом деле так называется, однако мы привыкли называть его Главным. Но это не так. Пожалуй, большинство львовян не сможет ответить на вопрос, где находится Черновицкий вокзал, а еще какая-то часть горожан скажет, что речь идет о Главный вокзал, потому что это кажется логичным - к нему ведет улица Киевская, поэтому и вокзал самом деле так называется, однако мы привыкли называть его Главным

Черновицкий вокзал, с которого отправляется поезд в Черновцы. Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

Пригородный вокзал - неприметная станционная постройка, несколько забегаловок и киосков рядом, несколько накрытых перронов, принимающих пригородные поезда, небольшой музей под открытым небом на первом пути. Именно на этом месте когда-то располагался Черновицкий вокзал.

История Черновицкого вокзала тесно связана с железной дорогой Львов - Черновцы. Пути этой железной дороги построили очень быстро - строительство происходило в 1865-1866. То есть 267 километров проложили примерно за год. Строительством колеи занимался Томас Бресса - всемирно специалист в этом деле, что строил пути везде - и в Канаде, и в Австралии.

Строительством колеи занимался Томас Бресса - всемирно специалист в этом деле, что строил пути везде - и в Канаде, и в Австралии

Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

В то время многие железнодорожные направлений были частной собственностью. Пути во Львов строило Общество Карла Людвига, которое должно в планах соединить Австро-Венгрию с Российской империей. После построения железнодорожной инфраструктуры во Львове они продолжили строительство пути в Броды. Но с стороны России особо не спешили строить дороги к границе. Поэтому один из членов правления Общества Карла Людвига, Виктор Оффенгайм, которого многие считали авантюристом, начал активно работать над направлением на Станиславов (Ивано-Франковск) и Черновцы, чтобы в будущем открыть направление Львов - Одесса через Кишинев, что в соответствии быть частью трансконтинентального пути в Индию. Оффенгайм всеми честными и нечестными способами начал строительство пути. В Англии зарегистрировал компанию "Limited Company", которую неизвестно каким образом сделал австрийской и 15 октября 1868 компания получает официальное название - Общество Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги. Президентом этого общества стал князь Леон Сапега, а князь Кароль Яблоновский - его заместителем.

Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

С самого начала пути на Черновцы между дирекциями АО им. Карла Людвига и Львовско-Черновицкой путями шла вражда. Общество им. Карла Людвига не согласилось на использование своего дворца (главного львовского вокзала) для новой колеи. Поэтому для Львовско-Черновицкой железной дороги было построено отдельный станционный дом при ул. Городоцкой. По мнению львовян, этот вокзал был выгодным, потому Главная дирекция вынуждена была направлять движение пассажирских поездов из Кракова сюда. Но и Львовско-Черновицкая железная дорога подавала поезда на вокзал конкурентов - для выгоды транзитных пассажиров. Только нарекания пассажиров на различные неудобства заставили обе дирекции дойти к согласию. После прокладки пути к восточной границе (1873) Черновицкий вокзал стал товарным, а в здании станции разместились бюро дирекций обеих железных дорог. 1889 эта железная дорога одной из первых стала государственной.

Триумфальная арка, построенная до приезда Франца Иосифа I (теперь это начало Черновицкой), слева видно Черновицкий вокзал, 1894 год. Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

Чтобы представить как выглядел Черновицкий вокзал во Львове, можно посетить, например, Коломыю. Дворец в Коломые относится к станционных зданий, построенных в 1866-1899 годах. Дело в том, что станционные сооружения тех лет строили согласно единому проекту Rundbogen. Отличались вокзалы разве что количеством этажей. В больших городах - Станиславу, Черновцах, Сучаве - вокзалы были двухъярусные в центральных объемах и имели дополнительные ярусы в боковых глыбах. Во Львове сооружение была повышена еще на один этаж - в общем вокзал имел 4 этажа.

Вокзал в Коломые

Также в здание была подведена трамвайная колея. Вокзал был удобным для горожан. Еще одним его весомым плюсом было то, что он располагался на 400 метров ближе к городу. Позади самого вокзала были склады для разгрузки грузовых поездов. Между складами и вокзалом располагался канал для отвода воды, поскольку город не разрешило принимать воду с вокзалов в свою канализацию, а сами вокзалы находились на линии водного горизонта. Канал был довольно большим - такого размера, что там могли бы помещаться подводы. Существует даже легенда, что дождевая вода, которая стекает с крыши костела св. Елизаветы стекает с одной стороны в Черное, а с другой в Балтийское моря.

На фото немного видно канал, проходивший у вокзала. Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

Вскоре после открытия пути к Подволочиска, «война» между двумя вокзалами утихает. Все поезда прибывают на вокзал Карла Людвига, то есть на Главный, а Черновицкий вокзал становится товарной станцией.

Черновицкий вокзал видит, как строится новое здание Главного вокзала в 1904 году, уже так хорошо знакома всем нам. Он переживает Первую мировую войну без особых травм. Однако 1919 происходит взрыв амуниции, от которого вокзал сильно страдает. Вскоре остатки сооружения разбирают и Черновицкий вокзал исчезает навсегда.

Вскоре остатки сооружения разбирают и Черновицкий вокзал исчезает навсегда

Разрушенный Черновицкий вокзал. Источник: http://photo-lviv.in.ua/vokzal-pro-isnuvannya-yakoho-majzhe-ne-znayut-navit-lviv-yany/

В 1996 году на месте Черновицкого вокзала построено Пригородный вокзал, обслуживающий пригородные поезда Стрыйского, Самборского, Ходоровском и Мостиского направлений.

3D-экскурсия пригородного вокзала ЗДЕСЬ

источники:
1. photo-lviv.in.ua

  1. photomuseum.lviv.ua

Ростислав Кузык
Редактирования Марты Бартошевского

связано