Свежие новости

Великой депрессии в США И "НОВЫЙ КУРС" Рузвельта - Исторические студии

Материал содержит информацию о причинах, признаки Великой депрессии в США и основные составляющие политики "нового курса" Ф. Рузвельта, который способствовал преодолению кризисных явлений в экономике страны и решению ряда социальных проблем США.

по материалам http://pidruchniki.com/1255041242317/politekonomiya/ekonomichna_kriza_1929-1933

Экономический кризис 1929-1933 гг.

Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже и охватила банковскую систему, промышленность и сельское хозяйство. Биржевую панику 23 октября 1929 обусловило катастрофическое падение курса акций, цену которых завышали биржевые спекулянты. "Обвал" курса ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже вызвал панику в США и других странах Запада. Огромная волна финансово-экономических изменений прокатилась по всему Западному миру. Кризис приобретала всеобъемлющего характера, однако сильно поразила США, поэтому ее называли Великой депрессией.

Причины Великой дересии в США:

1) имея почти половину золотого запаса страны с рыночной экономикой, Манхэттен превратился в мировой финансовый центр в 1920 г. В финансовом мире, как и ранее, ведущей валютой оставался фунт стерлингов (доллар лишь в конце Второй мировой войны займет его место). "Изоляционизм" и недостаток геополитической экономической политики США способствовали тому, что основная часть средств, инвестированных за границу, использовали в экономике стран американского континента. Банки Нью-Йорка не выдержали огромного денежного потока, и в октябре 1929 состоялся известный «обвал» с трагическими последствиями для мировой общественности. Это был урок для США, которые разорвут доктрине "изоляционизма";

2) развитие фермерства. Укрупнение хозяйств осуществлялось в процессе интенсификации производства, а емкость внутреннего и внешнего рынков сужалась. Результатом стало сельскохозяйственное перепроизводство. Канада, Австралия и Аргентина потеснили США на внешнем рынке в поставках зерно продукции до конца XX в .;

3) наблюдалось недогрузка производства в традиционных отраслях. Экономика требовала замены устаревшего оборудования в текстильной, обувной и угледобывающей промышленностях и судостроении;

4) монополия производства привела к значительному сокращению малого и среднего предпринимательства - главного конкурента. Приспосабливаясь к рынку, крупные монополистические объединения уменьшали объемы производства, пытаясь при этом повысить цены на свою продукцию.

Распространение кризиса в мировом масштабе свидетельствовало о завершении этапа формирования мирового рынка и мирового хозяйства.

Резкий спад производства в базовых отраслях негативно отразился на других сферах экономики. Всего за годы кризиса потерпели крах 135 тыс. Промышленных и финансовых фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, обанкротилось 5760 банков. Объем внешней торговли сократился в 3,1 раза, внутренней - вдвое. Кризис отбросил экономику до уровня основных показателей развития 1911

Правительство США пытался сделать менее ощутимыми последствия кризиса. Попытки президента Г. Гувера применять ранее испытанные способы борьбы с кризисом - усиление политики торгового протекционизма - не дали положительных результатов. Только с конца 1931 начали практиковать государственное регулирование процесса ценообразования, что свидетельствовало о некоторых изменениях во взглядах правительства на природу кризисных явлений и роль государства в системе хозяйственных отношений.

"Новый курс" Ф ранклина Делано Рузвельта

Для выхода из кризиса комплекс реформ - "новый курс" - предложил избран в 1932 г.. Президентом США Франклин Рузвельт.

В мировой истории "новый курс" - одна из самых известных и эффективных реформ. Ф. Рузвельт осуществил больше реформ, чем обещал в предвыборной кампании. 9 марта созвали специальную сессию конгресса США и в течение 100 дней начали политику "нового курса". Ее принципиальное отличие от предыдущих антикризисных мер заключалась в том, что признавал необходимость активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Это положение обосновано в теории Дж.М. Кейнса, а политика Ф. Рузвельта подтвердила обоснованность концепции ученого.

Радикально противоположным по сравнению с предшественниками, был взгляд Ф. Рузвельта и на социальный фактор антикризисной политики. В отличие от Г. Гувера, который не поддерживал введение выплат по безработице, повышение уровня заработной платы, внедрения других социальных мероприятий, облегчали бы положение бедных граждан, президент осуществлял реформы, направленные на "забытую человека". Именно так ему удалось решить социальный конфликт и объединить нацию с целью борьбы с кризисом. "Новый курс" стал началом становления новой институциональной модели США.

Мощным инструментом политики "нового курса" и вместе с тем его следствием были формирование и развитие системы государственного регулирования рыночных отношений. В отличие от начала 20-х годов XX в., Восстановление етатизации происходило хотя и в кризисный, но мирный период. Поэтому она имела не военно-политический, а социально-экономический характер, восстановлена ​​система достаточно эффективно развивалась вплоть до конца 60-х годов.

"Новый курс» - не предварительно продуманная система нововведений, а реакция на кризис; он имел эмпирический характер. Об этом свидетельствуют два факта:

1) теоретическое обоснование подобных мероприятий осуществлено в работе Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной только в 1936 г .;

2) только через два года антикризисная политика приобрела определенный последовательного характера.

То есть, оставаясь на позициях рыночной экономики, выход из экономического кризиса администрация президента нашла в социально ориентированной экономике, экономике с усилением роли государства и общественных институтов в ее регулировании.

В осуществлении "нового курса" выделяют два этапа:

1) 1933 - первая половина 1935 гг .;

2) вторая половина 1935-1938 гг.

Первым шагом реформ стали попытки оздоровления банковской и финансовой систем. В марте 1933 г.. В стране приостановили деятельность всех банков, что позволило предотвратить обмена банкнот на золото. В апреле 1933 г.. Приняли закон, согласно которому запрещался экспорт золота, а также принят указ, по которому граждан страны обязывали сдать банкам свои золотые запасы, если их сумма превышала 100 долл. США. Это привело к резкому обесцениванию национальной валюты. Правительство, не отказываясь от метода обеспечения банкнот, до конца 1933 совершил значительные закупки денежного металла (на 187 800 000 долл.) На внешнем рынке. Вследствие притока в страну золота уменьшилась его цена на внутреннем рынке, что позволило правительству США уже в январе 1934 провести девальвацию валюты страны на 41%. Девальвация доллара способствовала тому, что распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым предупредили массовое банкротство в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.

Согласно "Чрезвычайного закона о банках" одновременно лицензировали их деятельность. К концу марта 1933 возобновили работу 4/5 ранее закрытых крупных банков - членов Федеральной резервной системы, а 2 тыс. Незначительных кредитных учреждений ликвидировали или они вошли в состав более крупных кредитных организаций. Банкам предоставили правительственный кредит 1 млн долл. США, что оживил сферу кредитных операций. Кроме того, государство взяло на себя обязательства страховать депозитные вклады банков (создано Корпорация по страхованию банковских вкладов), что укрепило доверие к ним и, соответственно, обусловило увеличение объемов притока средств на счета и предотвращало банкротства банков. Была сформирована система регулирования банковской деятельности, приняты меры по защите вкладов от риска биржевых спекуляций.

Расширила свою деятельность создана еще при президенте Г. Гувера Реконструктивная корпорация. Только за два года "нового курса" сумма предоставленных ею займов превысила 6 млрд долл. США. Усилилась концентрация банковской системы - число банков в 1934 году. Сократилась с 25 до 15 тыс. С целью уменьшения бюджетного дефицита и улучшение финансового положения страны президент рекомендовал резко снизить заработную плату федеральным служащим, членам Конгресса и пенсии ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление сената, закон приняли 20 марта 1933 В конце 1933 разрешили употреблять спиртные напитки и ввели значений налог на их продажу.

Стабилизация банковской и финансовой систем помогла создать предпосылки для возобновления производства. Однако этих мер было недостаточно. Поэтому в июне 1933 г.. Приняли Закон о восстановлении национальной промышленности (HIPA - национальные интересы развития Америки), которым по сути ввели систему государственного регулирования промышленного сектора. С целью его реализации создали Администрацию национальной восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, торговой палаты, "Дженерал моторс", от группы Моргана и других концернов, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. В то же время отраслевые ассоциации предпринимателей (всего их насчитывалось 17) в соответствии с первой главы Закона разработали и приняли кодексы честной конкуренции, согласно которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы производства (применение однотипных технологических процессов), предел заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынок сбыта товаров, цена на продукцию.

По кодексами запрещалось использовать труд детей. Если кодекс утверждал президент, он набирал силу закона, а силу антитрестовского законодательства временно приостанавливалась. Всего в отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала к действию 746 кодексов, охвативших 99% американской промышленности и торговли.

Во втором и третьем разделах Закона о восстановлении национальной промышленности также были положения, которые регламентировали порядок взыскания и расходования налогов, направленных на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице. Создана конгрессом США Администрация общественных работ, которой выделяли огромную сумму - 3300000000 долл. США, развернула широкомасштабную деятельность для организации новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожного строительства и других отраслях, трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. На общественных работах на начало 1934 работало 5 млн человек, пособие по безработице выплачивали 20 млн, численность молодежи, которая работала в трудовых лагерях, составляла 250 тыс. Человек.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов правительство реализовывал крупные общенациональные проекты, способствующие экономическому прогрессу, в частности сведения гигантских плотин, с помощью которых предполагалось электрифицировать всю страну. С целью претворения в жизнь одного из проектов в 1933 году. Создали региональное Управление долины реки Теннесси, деятельность которого изменила этот край. К пяти плотин добавили еще 20 построенных, река стала судоходной. На работах в долине Теннесси работало 40 тыс. Человек. Значительно улучшили земледелие, приостановили эрозию почв, подняли молодые леса. Комплексное развитие экономического района свидетельствовал о действии "встроенного стабилизатора" (этот термин появился в 50-х годах) - вмешательство государства в развитие хозяйства. Показателем его эффективности стало резкое увеличение доходов населения бассейна реки.

Трудом безработных на Юге США создали современную инфраструктуру - строили автострады, аэродромы, мосты, гавани и тому подобное.

Реализация мероприятий по восстановлению промышленности дала в целом положительные результаты. Государство до весны 1935 установила контроль над промышленным сектором. При этом наблюдался дальнейший процесс монополизации промышленности США, которое удовлетворяло крупные монополистические объединения.

Не менее важную роль играла антикризисная аграрная политика Рузвельта, которую осуществляли на основе Закона "О регулировании сельского хозяйства" (1933). Согласно этому документу с целью преодоления кризиса перепроизводства выбрали систему поощрений в форме премий и компенсаций тем фермерам, которые сокращали производство в своих хозяйствах. По замыслу правительства, такая политика уже на микроуровне способствовала не только уменьшению общих объемов товарной продукции, но и поддержанию цен на сельскохозяйственные товары (по закону, на уровне 1909-1914 гг.) И увеличению доходов фермеров. Учитывая этот фактор, правительство по тому же закону принял чрезвычайные меры, чтобы снизить фермерскую задолженность, которая на начало 1933 составляла 12 млрд долл. США. В частности было осуществлено эмиссию казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд долл., Что позволило в 1933-1935 гг. Предоставить фермерам дешевые кредиты на сумму более 2 млрд долл. и таким образом ослабить "обвал" аукционной продажи обанкротившихся фермерских хозяйств. Благодаря займам многие фермерские хозяйства преодолели кризис. Однако почти 10% всех ферм (600 тыс.) В этот период разорились, и их продали.

По инициативе правительства в области внешней торговли 2 марта 1934 приняли Закон "О торговле", согласно которому при заключении торговых договоров предусматривалось взаимное снижение тарифов на 50% по усмотрению президента "в интересах американской промышленности и сельского хозяйства". Цель закона заключалась в увеличении экспорта, открытии для США иностранных рынков. Принятие такого нормативно-правового документа было радикальной мерой в протекционистской стране, что через несколько лет принес ощутимые выгоды для США.

"Новый курс" Рузвельта, как уже отмечалось, начал преобразование США на социально ориентированную институциональную модель развития. Социальная направленность политики преобладала уже на втором этапе реформ, когда под давлением народного движения в июне 1935 приняли Национальный закон о трудовых отношениях - закон Вагнера (по фамилии сенатора Р. Вагнера). Признали необходимость коллективной защиты со стороны рабочих их интересов через профессиональные союзы путем заключения с предпринимателями коллективных договоров, право на забастовки. Администрации запрещалось применять репрессии за принадлежность к профсоюзам и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Суды обязывали рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Одним из результатов действия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий альянс Америки (1936), а также создание Лиги объединенных фермеров и Союза дольщиков.

По Закону о социальном обеспечении (август 1935), была введена система пенсий по возрасту (с 65 лет), выплаты помощи по безработице в случае болезни и по инвалидности. Нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны. Однако действие закона не распространялось на лиц, работавших в сфере торговли, обслуживания.

Через два года в США приняли Закон о справедливых условиях труда, который регламентировал удлинение рабочей недели (44 ч с сокращением в течение следующих трех лет до 40 часов) и определял минимальную заработную плату (25 центов в час с последующим повышением в течение семи лет до 40 центов) на предприятиях федерального значения, а также запрещал применять труд детей.

Вместе с ростом масштабов общественных работ, правительство увеличивало, росло финансирование (в 1935 выделяли 4900000000 долл. США, 1938 - 5), к тому же комплекс указанных законов существенно улучшал положение наемных рабочих, отстаивая их интересы перед предпринимателями. Консерваторы даже обвиняли Ф. Рузвельта в "социализмизации" отношений найма, однако частная собственность оставалась неприкосновенной и не национализировали ни одного предприятия или банка.

В "новом курсе" Рузвельта отразились признаки либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим правительственным мероприятием стал государственный бюджет, за счет которого финансировали расширенное воспроизводство и социальные программы. Активная политика государственного вмешательства и увеличение роли общественных институтов в обществе позволили США, во-первых, предотвратить революционной (как это не раз происходило в Европе) замене строя, во-вторых, хотя и медленнее, по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 по ряду главных экономических показателей США практически вышли на уровень 1929

Опыт реализации "нового курса" имел важное историческое значение: впервые в истории страны с развитой рыночной экономикой наблюдалась повышенная роль государственного регулирования в период кризисного состояния национального хозяйства; ведущие страны Запада действовали в направлении социально ориентированной экономики, сохраняется и сейчас (уменьшение до 7-8 часов рабочего дня, определения минимума заработной платы и др.) в европейских капиталистических странах изучали опыт влияния США на рыночные отношения с помощью мер государственного регулирования спроса, а не реформ собственности; в странах Запада широко внедряли практику "дефицитного финансирования" государственных расходов по примеру США; это была новая институциональная модель выхода из мирового экономического кризиса странами буржуазной демократии, установление дипломатических и торговых отношений с СССР играло значительную роль в годы Второй мировой войны.