Свежие новости

Британский референдум: 5 вещей, которые следует знать украинском

Страна является членом ЕС с 1973 года. Лето 2016 может стать завершением 43-летнего «брака» страны с континентальной Европой. Это будет очень масштабные последствия как для Великобритании, так и для ЕС и для Украины.

Общественное попыталось понять причины и возможные последствия референдума в Британии.

  1. «Быть или не быть?»: Почему происходит референдум

Путь Великобритании к референдуму был долгим. В 2013 году Дэвид Кэмерон, нынешний премьер-министр страны, пообещал британцам, что референдум состоится, если на выборах победит его политическая сила, Консервативная партия.

Консерваторы убедительно победили, потому референдум стал неизбежным. Кэмерон испытывал политического давления как от евроскептических крыла собственной партии, так и от ультраправой Партии независимости Соединенного Королевства.

В то же время, потребность голосовать имела и шире объяснение: общая неудовлетворенность британцев тем направлением, в котором европейская интеграция двигалась от 1973 года.

На протяжении почти полувека членства сначала в Европейском Сообществе, а затем в Европейском Союзе, Великобритания (12% населения ЕС), оставалась в определенной степени в стороне европейской интеграции, осторожно относясь к различным инструментам ЕС.

К примеру, несмотря на членство в ЕС, Великобритания никогда не входила ни в зону общей валюты евро, ни в Шенгенскую зону, которая позволяет гражданам беспрепятственно путешествовать между странами.

«Британия долго воспринимала ЕС как своего рода« джентльменский клуб »и долгое время стояла« на пороге », колеблясь, действительно хочет быть внутри или нет. Она достаточно неохотно стала членом ЕС », - объясняет в эфире Общественного Екатерина Вольчук, профессор Бирминґемського университета, исследователь в Chatham House. Но в то же время страна «хорошо работала над обеспечением того, что она хотела получить от ЕС», - добавляет исследовательница.

Однако, по невнимательности к процессам ЕС Великобритании нередко приходилось жаловаться на принятие решений, в обсуждении которых сама не очень хотела участвовать.

«Мы можем быть страной, которая принимает решение в ЕС, мы великая страна, и когда мы говорим и концентрируемся на том, что происходит, нас воспринимают очень серьезно», - говорит в комментарии Общественному Эдвард Лукас, известный британский журналист и старший редактор The Economist . - «Все проблемы, которые возникали на протяжении последних 15 - 20 лет, были в основном связаны с тем, что мы по своей воле не всегда были полностью вовлечены в процессы принятия решений, стояли в стороне, и потом жаловались на определенные принятые решения», - объясняет он.

2. «За» и «против»: основные аргументы

Важным аргументом противников членства в ЕС является миграция. Они отмечают, что неконтролируемая система «открытых дверей» между странами ЕС приводит к неконтролируемой миграции в Великобританию из других стран ЕС.

Адвокаты ЕС отмечают, что выход из ЕС никак повлияет не миграцию, ведь Британия не является в Шенгенской зоне. Интересно, что миграции с ЕС британцы опасаются не менее миграции из-за его пределов.

«Тема, которая вызывает страх, - это миграция, в частности, миграция из тех стран, которые недавно присоединились к ЕС - из Польши, Словакии, Румынии. Это очень чувствительный вопрос для британских граждан, ведь в Британии проживают около 2 миллионов мигрантов из других стран ЕС, - объясняет в эфире Общественного Екатерина Вольчук. - Речь идет не только о Польше, но и о Италию, Испанию, Португалию. Европа пережила глубокий кризис, и молодые люди переезжают в Лондон и другие европейские города в поисках работы », - добавляет она.

Среди основных аргументов остаться в ЕС важное место занимает общий рынок. по данным The Economist 45% экспорта Великобритании идут именно в ЕС.

«Экономика Британии может стать больше и лучше благодаря общем рынке, в частности, благодаря британским интернет-продуктам и рынка услуг, ведь мы очень мощное государство в сфере услуг. Поэтому мы можем быть очень успешными, если оставаться в общем рынке ЕС. Это очень важно для экономической безопасности, для миллионов людей, ведь мы можем конкурировать с Китаем, и быть на равных с США », - рассказывает Эдвард Лукас в эфире Общественного.

Противники ЕС отмечают, что Великобритания сможет договориться о выгодных условиях торговли с ЕС, находясь за его пределами, и сможет свободно торговать с Китаем, Индией и Америкой.

Вторым аргументом является «цена ЕС».

По некоторым расчетам, ЕС «стоит» каждому британскому домохозяйству 430 фунтов в год. Противники ЕС предлагают эти 430 фунтов с домохозяйства тратить на науку и новые технологии. Адвокаты ЕС наоборот подчеркивают, что домохозяйства получают до 3000 фунтов выгоды от членства.

Третьим аргументом является знаменитая регуляция.

«Есть стереотипные взгляды, клише о том, что ЕС диктует, какой формы и размера должны быть огурцы или бананы. Многие люди не понимают всей сложности институтов ЕС, но в новостях получают именно ту информацию о ЕС, которая им не нравится », - объясняет Екатерина Вольчук. Адвокаты ЕС настаивают на том, что проще и выгоднее иметь 1 европейский стандарт вместо 28 национальных, и внутри ЕС Великобритания сможет эффективнее договариваться.

Противники ЕС убеждены, что Великобритания должна восстановить национальный контроль над трудоустройством, здравоохранением и безопасностью.

3. Кто и как голосует в Британии?

Многочисленные исследования доказывают, что жители больших городов, образованные люди и молодежь склоняются к тому, чтобы остаться в ЕС. Зато беднее классы и пожилые люди тяготеют к тому, чтобы покинуть Евросоюз.

Согласно исследованию Spring 2016 Global Attitude Index, сторонниками ослабления ЕС 56% людей с высшим образованием, зато среди людей с начальным и средним образованием таких 68%. В возрастной категории 50 лет 73% британцев хотят ослабления ЕС; зато в категории 18 - 34 лет таких около 51%. Женщины в значительной степени склоняются к идее сильной Европы.

Женщины в значительной степени склоняются к идее сильной Европы

Кроме социологического критерия, важную роль играет географический. Большая часть сторонников членства в ЕС - в Уэльсе. Еще больше - в Шотландии и Северной Ирландии. В случае выхода Великобритании из ЕС нельзя исключать нового референдума о независимости Шотландии. Ведь в 2014 году, когда шотландцы с небольшим перевесом (55% на 45%) проголосовали за то, чтобы остаться в составе Соединенного Королевства, одним из ключевых аргументов было желание Шотландии остаться в ЕС.

4. Угрозы популизма

Социальная картина убедительно показывает, почему кампания за выход из ЕС имела иногда откровенно популистский характер.

«Мы увидели очень эмоциональную и популистскую кампанию. Я живу в Британии уже 25 лет, и я никогда не видела ничего подобного », - делится впечатлением Екатерина Вольчук.

Многие популистских тезисов можно объяснить незнанием, или нежеланием знать, как функционирует ЕС.

«ЕС, несмотря на простоту названия, является чрезвычайно сложной организацией. Очень легко иметь преувеличены ожидания от ЕС, но в то же время достаточно легко его критиковать. Мы слышим очень много популистской риторики от противников ЕС », - продолжает она.

«Лидеры кампании Брексит (возможен выход Британии из ЕС путем референдума - Hromadske), включая Фарадж и бывшим мэром Лондона оппортунистом Борисом Джонсоном, апеллируют к простым националистических инстинктов и призывают излить гнев на ЕС и его нормы. Это несправедливо: ЕС не должен », - пишет французский журналист Гулливера Креґґ в колонке ТСН .

Критику вызывает и форма проведения всенародного опроса о вещах, которые требуют понимания сложных систем, а потому подвергают страну риски популистских кампаний.

«Я лично против проведения референдумов. Я думаю, что референдумы вредят парламентской демократии, так как нередко люди принимают решения в очень искусственный способ, и это приводит к противоречивым, а часто и непредсказуемым результатам », - убеждает Эдвард Лукас.

«Мы должны выбирать политиков, я имею в виду прежде всего парламентариев, которые бы принимали решение от имени избирателей, и в случае плохих решений, они бы просто не оставались в политике. Эта система намного лучше за систему плебисцитов, которые ведут к крайне непоследовательного, противоречивого и главным образом, недемократического управления », - добавляет он.

5. Последствия для Европы и Украины

Выход Великобритании из ЕС может привести к важным геополитическим изменениям на европейском континенте, и это будет иметь прямые последствия для Украины.

«Конечно, выход Великобритании не развалит сам ЕС, в который входят 28 стран. Но это будет сильный удар, ведь очень странно представлять себе Европу без Британии и это наверняка приведет к кризису идентичности внутри ЕС », - рассказывает в эфире Общественного журналист Максим Эристави.

Другие эксперты, наоборот, опасаются, что выход Британии из ЕС может создать «эффект домино», и другие страны ЕС также захотят оставить союз. Это может значительно ослабить позиции Евросоюза и усилить позиции России на глобальной геополитической арене.

Среди стран, в которых далее можно видеть опасность подобного развития событий, можно назвать Нидерланды, Данию, Австрию, Грецию или даже Польшу и Чехию, где нынешние президенты часто высказываются с серьезной критикой ЕС.

«Найджел Фарадж, политик-националист, один из лидеров кампании за выход из ЕС, надеется, что это произойдет. Фарадж известен своим увлечением российским президентом. Судя по одобрительных сообщений о Брексит на Russia Today, Путин также надеется, что Брексит вызовет эффект домино в Европе », - пишет французский журналист Гулливера Креґґ в колонке ТСН .

Важно также понимать, что выход Британии из ЕС не может произойти в один день. Сегодняшний Евросоюз - это организм с множеством связей и разорвать их будет очень сложно. Например, возникает вопрос денег: бюджет ЕС рассчитывается на семь лет вперед, и четко фиксирует, сколько страна отдает, а сколько получает. Разрушить этот механизм за один день невозможно.

Другой вопрос касается общей политики Евросоюза во многих сферах, например, в аграрном секторе. Британские фермеры пользуются европейскими аграрными дотациями, которые также рассчитываются на годы вперед. Прекратить их за один день или даже за один год невозможно. То же можно говорить о зарплатах и ​​пенсиях, которые платятся с общеевропейских структур.

Важно также то, что Британия связана с «континентом» огромным корпусом общего законодательства. Речь идет о совместных нормы в торговой политике, конкуренции, стандартах продукции, защите прав потребителей, энергетике, экологии и др. И возникает вопрос: если Британия выходит, остается она с этим законодательством? А если так, то не попадает она в ловушку, когда принимать новации европейского законодательства, не имея на них влияния? Или не остается она тогда в орбите Евросоюза, уже не являясь его членом?

Еще одна важная вещь - вопросы торговли. Например, ЕС и США сейчас не имеют зоны свободной торговли, но начинают о ней переговоры. Выйдя из ЕС, Великобритания вынуждена самостоятельно вести переговоры с Америкой и, как меньшая сила, будет значительно меньше влияния. В то же время ближайшие десятки лет Британия все равно будет ориентирована на европейский рынок через десятилетние связи интеграции.

Для Украины выход Британии из ЕС также содержит риски. Правительство во главе с Дэвидом Кэмероном является мощным партнером Украины, а в случае Брекситу он уйдет в отставку. Каким будет следующее правительство мы не знаем, риск неопределенности для Украины очень высок.

Впрочем, если британцы все же проголосуют за сохранение членства, это может стать серьезным поражением евроскептиков на всем континенте и укрепить Евросоюз. Потому что это покажет, что влияние популистов и радикалов на континенте не является доминантным. И что центробежные тенденции в Европе преувеличены.

В любом случае, ситуация с референдумом свидетельствует о том, что политика на континенте быстро меняется и сталкивается с рисками и возможностями, которых еще несколько лет назад не существовало.

«Быть или не быть?
И возникает вопрос: если Британия выходит, остается она с этим законодательством?
А если так, то не попадает она в ловушку, когда принимать новации европейского законодательства, не имея на них влияния?
Или не остается она тогда в орбите Евросоюза, уже не являясь его членом?