Свежие новости

Юпитер (мифология)

  1. жертвоприношение [ ред. | ред. код ]
  2. храмы [ ред. | ред. код ]
  3. Государственные честь [ ред. | ред. код ]
Юпитер

(Iuppiter) (Iuppiter)   Юпитер и Фетида,   Жан Энгр   , 1811   Верховный бог, традиционно - бог неба и погоды, бог порядка и правосудия, царь богов
Юпитер и Фетида, Жан Энгр , 1811
Верховный бог, традиционно - бог неба и погоды, бог порядка и правосудия, царь богов. мифология: древнеримская Значение имени: Отец богов В других культурах: Зевс , Топ , Перун Местность Римская республика, Римская империя, Капитолийский холм Отец: Сатурн Братья / сестры: Юнона, Веста, Керера Жена: Юнона дети: вулкан , Диана , геркулес , Бахус , прозерпина , Ювента , Минерва, Марс, Венера Атрибуты: Молния, орел, дуб

Юпитер ( лат. Iuppiter, Iupiter) - бог неба и грома, отец всех богов в религии и мифологии древнего Рима . Он был верховным богом римского государства в течение республиканского и императорского периода, пока христианство не стало господствующей религией империи. В римской мифологии Юпитер вел переговоры с Нумой Помпилия , вторым царем Рима Для установления норм римской религии, как подарки или пожертвования.

Считается, что Юпитер первоначально был божеством неба. Его идентификационным орудием является молния И его первичной священным животным является орел , Который имел преимущество над другими птицами и стал одним из самых распространенных символов римской армии . Две эмблемы часто сочетались, чтобы отразить бога в образе орла, держащего в когтях молнию, часто можно было увидеть на греческих и римских монетах. Будучи небесным божеством, он был божественным свидетелем клятвы, священной доверием, на которую опирается справедливость и хороший правительство. Большинство его функций были сосредоточены на Капитолийском холме . Он был главным божеством ранней капитолийской триады с Марсом и Квирина . В дальнейшей триаде Капитолия он стал ключевым защитником государства вместе с Юноной и Минервой . Его священным деревом был дуб .

Юпитер был римским эквивалентом древнегреческого Зевса [1] . В иконографии Зевса, латинской литературе, римском искусстве и мифах были адаптации под именем Iuppiter. В поддержанной влиянием древнегреческой традиции Юпитер был братом Нептуна и Плутона , Римским эквивалентам Посейдона и Аида соответственно. Каждый руководил одним из трех царств Вселенной: небом, морем и подземным миром.

В честь бога назван планету Юпитер .

Имя Юпитер образовано от Iovis-pater (отец богов). Iovis - родительный падеж латинизированной произношения греческого имени Зевс , Возникшей из невластивисть итальянцев произносить греческий звук «с».

В первобытных ритуальных формулах его называли piter - отец. Это слово вошло во имя Юпитера как вторая его составная часть. По первой составляющей, то он является корнем слова iov или diov, который повторяется в латинских словах divus, dius, dies и в греческом Zeus и имеет значение «светить», «сиять». Кроме поздней и общепринятого названия Iuppiter, есть древние имя - Diovis, Iovis, Diovis pater, Iuvepater или Diespiter.

Первоначальное значение слова Юпитер как божества света и неба, подтверждается высказываниями sub Iove (sub divo) - «под открытым небом», sub Iove frigido - «на морозе» и другие.

Преимущественно эпитеты описывают особый аспект бога или одну из его функций: Tonans - Громовой, Pluvius - Дождливый, Fulgur - Громовержец. В римском государственном культе Юпитер назывался Optimus Maximus Soter - Лучший, самый, Спаситель. Известен также как: Victor - Победитель, Latiaris - [покровитель] Латинский, Dapalis - Непревзойденный, Terminus - [Хранитель] границ, Libertas - Освободитель, Feretrius - Подаватель добычи [2] [3] [4] .

В раннем периоде римской истории не хватало мифов, или же оригинальная римская мифология была безвозвратно затуманено влиянием греческой повествовательной традиции. После эллинизации римской культуры, латинская литература и иконография интерпретировали мифы о Зевса в изображениях и рассказах Юпитера. В легендарной истории Рима, Юпитер часто связан с царствованием.

Юпитер изображался близнецом Юноны в скульптуре в Палестрины, изображающая кормления богов фортуной . Существует надпись (также с Палестрины), который отмечает, что Фортуна Первенец была первенцем Юпитера. Жаклин Шампо считает появление этого противоречия результатом последовательных различных культурных и религиозных фаз, в которых волна влияния, поступающей из эллинского мира, сделала Фортуну дочерью Юпитера. Детство Зевса является ключевой темой греческой религии, искусства и литературы, однако изображение Юпитера ребенка достаточно редкими и сомнительными.

Изначально, как и большинство богов, Юпитер не имел четкого образа. Римляне представляли его бесплотным и для поклонения ставили каменные стрелы. На Капитолии Юпитера символизировало священное дерево. Под влиянием этрусков римляне стали оказывать Юпитеру человеческий облик высокого мужчину с бородой и густым длинным волосами. Изображали его на троне, в одной руке со скипетром - символом власти, в другой - с молнией или богиней победы. Встретившись с культом греческого Зевса, римляне решили, что Юпитер и Зевс - это тот самый бог, но которого называют по-разному. Впоследствии всех верховных богов завоеванных стран и народов они отождествляли с Юпитером.

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. Ему посвящена сутки полной Луны (ида), когда небесные светила озаряют землю и днем ​​и ночью. В эти дни приносились жертвы Юпитеру на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она «рожала» растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневного недели до семидневного, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависело будет порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не мог остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, является небесным правителем Рима. В эпоху римской империи Юпитер стал покровителем императорской власти. В такой ипостаси его величали Юпитером Преблагой Великим.

Поскольку величие Рима утверждалась прежде всего в войнах, Юпитер почитался и как бог войны. Юпитер останавливал римские войска от бегства, помогал одержать победу, получить богатые трофеи.

жертвоприношение [ ред. | ред. код ]

Для жертвоприношений, которые были предложены Юпитеру, как правило использовались волы (кастрированные быки) и бараны. Животные должны были быть белыми. Ягненок как правило было мужского пола, однако во фестиваля открытия сбора урожая Флавина приносили в жертву овцу. Во время одной из кризисов Пунических войн , Юпитеру приносили в жертву каждое животное, родившегося в тот год [5] .

храмы [ ред. | ред. код ]

Храм Юпитера Капитолийского ( лат. Optimus Maximus: «Юпитер, самый большой и самый лучший») стоял на Капитолийском холме в Риме [6] . Здесь поклонялись Юпитеру как отдельному божеству, а Юноне и Минерве как части Триады Капитолия. Строительство было вероятно начатое царем Луцием Тарквинием Приском И завершено последним царем ( Тарквиний Гордый ). Открытие храма состоялось в ранние дни Римской республики 13 сентября 509 гг. До Р. Х. Он был увенчан статуями четырех лошадей. Большая статуя Юпитера стояла внутри; на праздничные дни его лицо красили красным [7] . Храм Юпитера Капитолийского, вероятно, служил архитектурным примером для провинциальных храмов. Храм стоял несколько сотен лет, вплоть до уничтожения Рима, которое было совершено вандалами в V веке. Остатки храма сегодня является частью капитолийских музеев .

Юпитер обслуживался патрицием с титулом Фламин Диалис, уважаемым и самым высоким членом фламины - коллегии пятнадцати жрецов в официальном общественной культе Рима, каждый из которых был преданным определенному божеству. Его жена фламиника Диалис имела свои собственные обязанности и руководила жертвоприношениями баранов для Юпитера. Пара должна была пожениться по исключительным патрицианским обрядом, которое включало в себя жертву хлеба. Фламин мог жениться только один раз, если его жена умирала, он слагал с себя обязанности. Жизнь Фламини ограничивалось строгими правилами. Он не имел права сесть на коня, взять в руки оружие или даже смотреть на вооруженных людей. Ему запрещалось давать клятву, носить на руке кольца, в его одежде не должно быть ни одного узла. Должность Фламини считалась пожизненной, но Фламини могли заставить отказаться от нее за невыполнение обязанностей, или даже в связи с появлением неблагоприятных знамений во время исполнения обязанностей.

Полководцы после победы приносили Юпитеру в благодарность жертвы. Триумф был наиболее торжественной церемонией в честь Юпитера. Он не только прославлял победителя, но прежде всего был религиозным актом, проявлением уважения и благодарности Юпитеру Преблагой Великому. Каждый легион войска имел знамя с фигурой орла - символ Юпитера.

Государственные честь [ ред. | ред. код ]

Римляне верили, что Юпитер оказывал им предпочтение, потому что они почитали его больше любых других людей. Он олицетворял божественные поноваження высоких должностей, внутренних организаций и внешних отношений Рима. Его образ был регалии, связанные с древними царями Рима и высокими консульскими и императорскими наградами [8] .

Консулы присягали на имя Юпитера и чествовали его на ежегодных праздниках Капитолия в сентябре. Чтобы отблагодарить его за помощь (и чтобы обеспечить его постоянную поддержку), они жертвовали ему белого быка с позолоченными рогами. Подобное жертвоприношение выполнили триумфальные генералы, подносили знаки своей победы к ногам статуи Юпитера в Капитолии. Некоторые ученые рассматривали триумфатора как воплощение Юпитера в триумфальной процессии.

Ассоциация Юпитера с царствованием и суверенитетом была переосмыслена как изменение формы Римской власти. Сначала Римом правили цари; после того, как монархия была свергнута и создан республику, религиозные прерогативы были переданы правящему классу - патрициям . Лица, заподозренные в монархических амбициях, наказывались независимо от их принадлежности к определенному сословию общества. В V в до н. е., триумфатор Камилл был сослан после того, как он загнал колесницу с командой из четырех белых лошадей (это была честь, закреплена исключительно за самим Юпитером). Когда Марк Манлий Капитолина, который в 390 году до н. е. был среди защитников Капитолия от галлов во главе с Бренна Был обвинен в посягательствах на царствование, он был казнен как предатель, будучи сброшенным с Тарпейской скалы . Его дом на Капитолийском холме был разрушен, и было принято, что с тех пор ни один патриций там не будет жить.

  • Триумфатор в своей четырехколесной колеснице, с Арки Тита

  • Император Марк Аврелий, со своей семьей, приносит жертвы за пределами храма Юпитера Капитолийского после собственных побед в Германии (конец 2 ст. Н. Э.). Капитолинський музей, Рим

  1. Larousse Desk Reference Encyclopedia, The Book People, Haydock, 1995, p. 215.
  2. jupiter | Origin and meaning of the name jupiter by Online Etymology Dictionary . www.etymonline.com (en).
  3. To Jupiter Best and Greatest - Deo Mercurio . www.deomercurio.be.
  4. ZEUS TITLES & EPITHETS - Ancient Greek Religion . www.theoi.com (en).
  5. Beard et al, Vol 1, 32-36
  6. G. Dumézil ARR above pp. 258-261.
  7. Ovid, Fasti, 1.201f.
  8. Orlin, in Rüpke (ed), 58.
  • Словарь античной мифологии / Сост. Козовик И. Я., Пономарев А. Д. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2006 . - 312с.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. - М .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 560 с: ил. - (Мифы народов мира).
  • Musei Capitolini
  • Mary Beard, JA North, and SRF Price, Religions of Rome: A History (Cambridge University Press, 1998).
  • Article «Jupiter» in The Oxford Classical Dictionary. ISBN 0-19-860641-9
  • Smith, Miranda J., "Dictionary of Celtic Myth and Legend 'ISBN 0-500-27975-6
  • Favourite Greek Myths, Mary Pope Osbourne Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini
  • Platner, SB, & Ashby, T. (1929). A topographical dictionary of ancient Rome. London: Oxford University Press, H. Milford. OCLC 1061481.
  • Парандовский , Мифология, перевод Ольги Леник, М .: «Молодежь», 1977, - 238 с. (Страницы 192-195)