Свежие новости

Этическое учение Григория Сковороды и его значение для современности

"Мир ловил меня и не поймал ..."

С. Сковорода

Жизнь и деятельность Григория Саввича Сковороды приходится на XIII века. Главной темой его творчества всегда был человек, то есть - бiологична существо, наделенное в отличие от других животных сознанием и речью, способностью работать, оценивать окружающий мир и активно его преобразовывать. Именно поэтому Григорий Сковорода так много внимания уделял воспитанию, особенно этическом и моральном. Осталось же место этическом учению Сковороды в современном мире науки и технологий? О его актуальности сегодня мы и будем говорить дальше. Итак, окунемся в прошлые времена, времена жизни и творчества Григория Саввича Сковороды.

Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в селе Чернухи, на Полтавщине. Уже в 12-летнем возрасте молодой человек Григорий не просто вступил в Киево-Могилянской академии, но и завоевал статус сообразительного студента, во что достигает своих целей. Закончив академию (1753г.), Григорий впервые вступает на такой интересный, хоть и тернистый, путь педагога. Он был и учителем в Переяславской семинарии, и домашним учителем сына помещика Томари в селе Коврай на Переяславщине, даже преподавателем синтаксиса, греческого языка и, конечно, этики в Харьковском коллегиума.

«Не разум от книг, а книги от ума создались", - сказал Григорий Сковорода и написал учебник по этике. Это был его первый философское произведение, основной мыслью которого является праздность как самая человеческая недостаток.

Однако, Григорий Сковорода был необычным человеком, который любой ценой придерживалась своих жизненных позиций. Именно это и помогло ему решиться выбрать судьбу странствующего философа в далеком 1769 году.

Почти на до конца своей жизни педагог странствовал селами Украины. Там, по моему мнению, и формировались его философские взгляды, а с ними и этическое учение, которые были изложены во многих работах ( "Наркис. Разглагол в том: узнай себя", "Беседа, наречение двое", "Беседа 1-я , наречение Observatorium "," Беседа 2-я, нареченная Observatorium Specula "," Диалог, или Разглагол в древнем мире "," Разговор пяти путников в истинном щастиы в жизни "," Кольцо "," Разговор, называемый алфавит, или букварь мира " тому подобное).

Строки из стихотворения писателя Дмитрия Павлычко помогут нам лучше представить странствующий этап жизни Григория Сковороды:
"И, выломав палку из плетня,
Он темными оврагам пошел
Крепостным детям изложение латынь,
Смущать мыслями рабскую кровь. "

Почему же может научить нас Григорий Сковорода? Он может объяснить, почему в природе крaса, гaрмония, а в суспильствi - несправедливость, показать путь изменений общества к лучшему, пролегающий через смену каждому себя самого. Григорий Саввич утверждает, что самопознание и духовный рост человека - это и есть цена за настоящее счастье, которое так нам необходимо. Именно это учение и является фундаментом нравственного учения философа-просветителя.

Что же еще нам нужно понимать о этическое учение Григория Сковороды? Следует помнить, что в его этической концепции человек изображен, как разумное творение, которая способна принимать ответственные решения и, прежде всего, различие между добром и злом. Эта теория спирaеться на повaгу и дoвиру дo человека. Именно поэтому, философ учит нас познать сначала самого себя, а уже потом оценивать другого человека: "Якщo мы хoчемо измерить небo, землю и Oкеан, начнем с вимирювaння самых сeбе и зрoбимо это соответствии со своими собственными мерок. Но если нам не вдaеться найти нашу внутреннюю мерку, то с помощью чего же тогда, нa которой шкале, мы змoглы бы измерить других? И якщo мы не мoжете рoзумиты самих себя, то какой же интерес мы можем иметь от знания точной меры других ствoринь? »- спрашивает С. Сковорода. По моему мнению, это риторический вопрос может служить ответом на этичности каждого человека.

Вывод этих этических размышлениях, Григорий Сковорода делает одновременно и простой, и сложный. Он утверждает, что каждый человек - это постоянная тайна, которую никогда и никто не в состоянии разгадать, пока не узнает самого себя, откроет в себе Великого и Всемогущего Бога, и только через Него сможет узнать ближнему.
Мне хотелось бы завершить тем, что спустя тысячи лет, в наше время память о Григории Сковороде не умерла, она живет, ведь Сковорода не просто нас учит, но являет нам примеры нравственного человека. Но к сожалению, подрастающее поколение все меньше о нем знает, и все больше воспринимает его учение как устаревшее, неактуальное, "немодное".

Наш мир полностью завоевал современный технологический прогресс, который продолжает "затуманивать" умы людей через средства массовой информации, Интернет и другие достижения науки. Мы больше не читают книги, у нас нет времени даже поднять голову вверх и полюбоваться прекрасным небом, весь наш мир захватывают мысли о социальных сетях и телевидения. Когда же нам познавать себя и тем более рассуждать о духовных ценностях и просто человеческую этику? Это риторический вопрос, должно заставить нас задуматься, ведь жизнь так коротка.

Я верю, что учение Сковороды о счастье , Духовность и этику человека и в дальнейшем должно занимать значительное место в системах обучения и воспитания. Именно на основе духовности, доброты, любви и простой человечности нужно воспитывать наших детей. Именно Бог, как символ вечной доброты и истины, должен стать основой нашей жизни, а нравственность заложена Иисусом, которую так проповедовал Сковорода, должна находиться в сердце каждого нравственного человека.

В заключении хочу сказать, что Григорий Сковорода - фигура необычная, которая оставила выдающийся след в истории не только Украины, но и всего мира. Григорий Саввич был великим философом, поэтом, педагогом, но прежде всего Григорий Сковорода был обычным человеком, которая отличалась от многих других людей умением думать, думать обо всем: о жизни, ее смысле, о столь желанное человеческое счастье и конечно о человеке.

Осталось же место этическом учению Сковороды в современном мире науки и технологий?
Что же еще нам нужно понимать о этическое учение Григория Сковороды?
Но если нам не вдaеться найти нашу внутреннюю мерку, то с помощью чего же тогда, нa которой шкале, мы змoглы бы измерить других?
И якщo мы не мoжете рoзумиты самих себя, то какой же интерес мы можем иметь от знания точной меры других ствoринь?
Когда же нам познавать себя и тем более рассуждать о духовных ценностях и просто человеческую этику?