Дж.Локк - основоположник теоретической системы классического либерализма
Либерализм - социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником прогресса в общественной жизни. Направлен на утверждение парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную ценность человеческой личности ( "лицо важнее государства») и равенство всех людей относительно прав личности. Целью либерализма является максимальное ослабление ( "смягчение") разных форм государственного и общественного принуждения в отношении лица (контроля лица и т.п.), отстаивает путь мирного, реформаторского осуществления социальных преобразований.
Либерализм начал формироваться в конце 17 века, его источником была философия и социально-политическая мысль эпохи Просвещения главным образом о том, что каждый человек наделен определенными правами и идей гуманизма; расцвел "классического" либерализма пришелся на 1-ю половину 19 века.
Идеологически либерализм противостоит, с одной стороны, консерватизма и этатизм (в вопросах о роли государства и относительно допустимой скорости изменений в политике), а с другой стороны социализма, коммунизма, коллективизму и тому подобное (в вопросах частной собственности прежде всего, а также вопросах социальной поддержки со стороны государства).
Вообще политологи выделяют политические доктрины аристократического и демократического либерализма.
К теоретикам аристократического либерализма засчитывают Дж. Локка, Дж. Вико, ПИ. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбаха, И. Канта, Б. Констана, А. Токвилля.
Почти все они опирались на концепции естественного права и общественного договора, не выходили за пределы конституционного монархизма, парламентаризма, признания права и законности, права на частную собственность, ее неприкосновенность, настаивали на политических свободах и свободной конкуренции.
Автор социально-политической концепции либерализма и понятия "гражданское общество" Джон Локк (1632-1704) рассматривал соответствующие проблемы в работе "Два трактата о государственном правлении" (1690).
По его мнению, только народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, связанные с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связи).
Политическую власть Дж. Локк объяснял как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности этих граждан.
Отсюда и мысль о том, что государство, политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей возникает потребность в создании государства. Кстати, утверждение Дж. Локка, что для одного человека, который живет в гражданском обществе, не может быть исключений по выполнению законов этого общества, актуальное и сегодня.
Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической воли как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной волей, включая волю совести.
Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которая появилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Однако, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.
Классовый компромисс буржуазии с дворянством, который вошел в историю под названием "славной революции" 1688, становление в Англии конституционной монархии нашли свое теоретическое обоснование в политическом учении выдающегося английского философа Джона Локка (1632-1704), прежде всего в его труде "Два трактата о правлении "(1690).
Политическое учение Дж. Локка было полным проявлением идеологии раннебуржуазных революций, составила основу классического либерализма, как одного из основных течений общественно-политической мысли.
Дж. Локк
- воспринял и обогатил идеи естественного права
- общественного договора
- народного суверенитета
- неотъемлемых свобод личности
- законности сопротивления тирану
- интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.
По Дж. Локком, к возникновению государства люди находились в естественном состоянии, где не было "войны всех против всех". Люди свободно распоряжались собой и своей собственностью. Однако в естественном состоянии не было органов, которые
- бесстрастно решали споры между людьми
- осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов.
С целью надлежащего обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди согласились образовать государство. Государство является совокупностью людей, которые объединились в единое целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, уполномоченное устраивать конфликты между ними и наказывать преступников.
От других форм объединений людей государство отличается тем, что
- воплощает политическую власть, то есть право создавать законы для регулирования отношений собственности
- применять силу объединения для выполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.
Образуя государство добровольно, люди передают ей лишь часть своих естественных прав и свобод, оставляя за собой
1. право на жизнь
2. владение имуществом
3. свободу
4. равенство.
Это неотъемлемые естественные права человека, которые не могут быть отчуждены ни в чью пользу.
Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создание условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, прежде всего по жизни, свободы и собственности.
Средствами обеспечения достижения государством этой цели Локк считал
- законность
- разделение властей
- оптимальную форму правления
- право народа на сопротивление произволу власти и др.
В законе мыслитель видел первую государственно признак. Под законом он понимал не любой предписание государства, а лишь тот акт, который указывает гражданину такое поведение, которое соответствует его собственным интересам и служащее общему благу. Признаками закона является
- стабильность
- продолжительность действия.
Законы лишь тогда способствуют достижению главной цели государства, когда их все знают и все выполняют, закон является обязательным для всех.
Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Дж. Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между различными государственными органами. он различает
· законодательную
· исполнительную
· Союзную власть.
Законодательная власть должна принадлежать только общенациональном представительному органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение.
Исполнительная власть должна принадлежать королю, который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц.
Союзная, или федеративная, власть ведает вопросами войны, мира и отношений с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.
Чтобы избежать узурпации кем-нибудь всей полноты государственной власти, Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия.
[1] 2
скачать реферат