Свежие новости

Летичев

См. эту же работу в журнале " Блиц-Запад "(" Статус ").

координаты: 49 ° 23ь30 "с. ш. 27 ° 37ь24 "вост. д.

Около 10 тыс. Жителей.

Карта

Туристическая привлекательность Летичева, райцентра Хмельницкой области, могла бы базироваться на трех китах: замочно-монастырском комплексе в центре города, могиле Кармалюка и знаменитом рыбном рынке. Бонус: удобное расположение поселения. Летичев лежит на автодороге Хмельницкий - Винница , Где в 50 км. от Хмельницкого. Удобно.

Тем не менее, туристов в городе немного. Возможно, не знают, что проходят мимо?

Возможно, не знают, что проходят мимо

Базары не пройдут точно: торговцы вкусный рыбой, на которую по легендам богатые местные водоемы (именно в Летичеве сливаются реки Вовк и Южный Буг) расположились вблизи обоих въездов в город. Плес огромного озера по обе стороны от дороги в Летичев часто сердится белыми волнами - издалека на абсолютно морскими.

(Информация от инсайдеров: вся та рыба, которой торгуют на обоих рыбных базарах города, вовсе и не ЛЕТИЧОВСКЕ, а привозная. В прудах, какие бы они огромные, рыбы практически нет).

Замок пройти тоже невозможно, но тут надо внимательно следить за пейзажами за окном авто. Старая нарядная башня, подножие которой охраняет суровый бронзовый Кармалюк, выныривает вдоль трассы внезапно - и так же быстро скрывается за спинами современных многоэтажных домов. Доминиканский м онастир и костел Успения Девы Марии, славился десятилетия назад своей чудотворной иконой - рядом, под защитой замковых стен. В 2000 году сооружения комплекса, находящихся в состоянии руины, основательно реставрировали.

Парадоксы Восточного Подолья: сакральная достопримечательность расположена в абсолютно "совковой" адресу: по ул. 50-летия Октября, 10 (сейчас, после декоммунизации 2016, улицу переименовали в ул. Юрия Савицкого).

Страшный состояние монастыря еще несколько лет назад легко объяснить: во время Второй мировой войны в его стенах был концентрационный лагерь. Скелеты несчастных жертв, говорят старики, закопали с другой стороны замка, от улицы Ленина (и такая еще существует в городе). После войны в монастыре разместились склады. 1982 года в них взорвалась пожар, за шесть лет - еще одна. Город шептало, что огонь разошелся не просто так: СССР уже несколько лет штормило перестройкой, старые храмы массово возвращали верующим, что не всем могло понравиться. Местным католикам даже пожар не помешал: первую мессу священник Ян Ольшанский, будущий епископ каменецкий, отправил здесь еще в 1989 году. На службу собралась многотысячная толпа. Чтобы попасть в костел, верным пришлось выломать дверь: коммунистическая власть отказалась предоставить ключи от помещения даже после надлежащего оформления всех необходимых бумаг.


"Совок" особенно остро ощущается с непарадного стороны замка. Это от трассы замковая башня и санктуарий - как картинка в рекламном буклете. А сразу за углом старых стен - роскошные баки для мусора, которые, кажется, убирают не слишком часто. Хотя жители города замком, похоже, все же гордятся: даже забор кафе возле автовокзала своим силуэтом напоминает зубцы-мерлоны Летичевской башни.

Труднее всего найти место последнего приюта украинского Робин (а) Гуда. Могила Кармалюка находится на городском кладбище. Просто с дороги еще один памятник непокоренному борцу с несправедливым общественным строем не увидишь.

Разобраться с историей города нелегко. Путаница дат паутиной облепляет исследователя.

Эта территория в XIII столетии принадлежала летописной Болоховские земли, отколовшейся от Киевского княжества, потерпела татарских плюндрувань, а позже вошла в состав Галицко-Волынского княжества. Существовал Летичев уже в те времена - неизвестно, потому ни одного упоминания о поселении в летописях не находим.

Польские источники сообщают, что в 1362 году литовцы строят в Летичеве замок. Как выглядела и первоначальная крепость, неизвестно, но можно догадаться: вряд ли местных форпост сильно отличался от других подольских замков того времени. Деревянные стены, земляной вал и глубокий ров, наполнялся водой из реки. Типовой проект Средневековья.

Пятнадцатое век принес немало событий. В 1429 году поселение получило статус города. Вскоре политическая ситуация изменилась, за Подолье не на шутку зцепилися Польша и Великое княжество Литовское. Настоящая война развернулась на территории Украины: борьба тянулась с переменным успехом, и если бы не неудачная осада Луцка , Вряд ли поляки пошли бы на подпись перемирие с князем Свидригайло. Договор был заключен на 2 года - до праздника Ивана Купала 1432р. За Польшей остались кам " Каменец , Смотрич , Скала и Червоногород , бакота играла роль нейтральной территории, а восточные окраины, включая Летичев, перешли во владение Литвы.

Ненадолго: после окончания действия соглашения поселение вошло в состав Речи Посполитой. В финансовых документах польского короля есть записи от 1440 и 1441 о предоставлении Летичевском шляхтичам определенных денежных сумм.

В финансовых документах польского короля есть записи от 1440 и 1441 о предоставлении Летичевском шляхтичам определенных денежных сумм

Конец века промчался над городом черным ураганом: с 1482 года начались опустошительные регулярные татарские набеги. Рядом - пресловутый Кучманский путь, которым быстрые, опытные в коротких неожиданных столкновениях татары гнали в Орду свою добычу - полон. Их отряды, состоявшие из нескольких тысяч всадников, стали настоящей чумой для края. Летописи взывают о помощи: только в 1507 году татары забрала в плен около 150 000 подолян. 1516, 1517, 1519, 1523, 1524, 1526, 1540, 1558 годы - это хроника только наиболее опустошительных нападений.

Среди этого мартиролог отличается 1517: в тот раз Летичев не поддался восточным нападающим. Подвиг, возможно, и невелик: ордынцы не задерживались для длительных осад и, если первая попытка взять город проваливалась, просто продвигались дальше, оставляя гордый град позади. Но уже с 1523 года на лакомый Подольский кусочек начали посягать еще и турки.

А что же государство? Как защищала свои города Речь Посполитая? А почти никак. Чтобы держать пограничную охрану и гарнизоны в замках, нужны деньги. Где Краков, а где Летичев. Здесь свои наделы от междоусобицы сохрани попробуй, где уже на пограничные крепости средства взять. А даже и соберется нужная сумма, пойди сформируй боевой отряд - достаточно мобильный, быстрый, хорошо вооружен - такой, что сможет противостоять нападениям турок и татар. А в восточных искусство кавалеристов значительно лучше развито ...

В таких условиях государственники использовали свой козырь: дипломатию. Всего и надо: перенаправить активную "деятельность" нападающих в новое, еще неизвестное им русло. На северо-восток. Разбойничьи походы - кстати, за большие деньги - все чаще направлялись в направлении Московии. Что не избавило Подолья от пусть и менее частых, но все так же опустошительных "гостин" ордынцев.

1537р. Зигмунд Старый предоставил Летичева привилегия: "Так что Летичев в каменецкому уезде, сожгли татары, возобновляем его тевтонское, или магдебургское, право, устанавливаем торгив понедельник, а ярмарки на праздник Успения Богородицы и на Св.Екатерины". Мало помогло. По крайней мере, следующий польский монарх, Зигмунд Август, в 1558 году вновь восстанавливает права и свободы города, а к тому же освобождает его на 10 лет от уплаты всех налогов.

По крайней мере, следующий польский монарх, Зигмунд Август, в 1558 году вновь восстанавливает права и свободы города, а к тому же освобождает его на 10 лет от уплаты всех налогов

Итак, существующие на окраинных землях замки следует укреплять и развивать. В 1579 году староста каменецкий Ян Потоцкий по правительственному приказу перестраивает деревянно-земляной замок на каменный. Или точная эта дата - сейчас трудно сказать (в комментариях к известной серии гравюр белорусского художника XIX века Наполеона Орды названа другая дата постройки крепости: 1598 год). Возможно, замок начали строить в 1579 году, а закончили только за 19 лет. Ведь посол короля Рудольфа ИИ Эрих Лясота, который добирался 1594 в Киев, записал в своем дневнике, что в Летичеве на реке Волк видел замок Потоцкого.

Представить как выглядела эта постройка не так уж и сложно: до наших дней хорошо сохранились замковые стены по всему периметру и одна башня. Большое прямоугольное двор окружали высокие каменные стены с амбразурами, четырьмя круглыми по углам и четырехугольной въездной башнями. Со стороны города замок защищал земляной вал с частоколом. Между стенами замка и валом проходил глубокий ров с водой. Именно такой крепость изображена на первом своем "портрете" - карте французского военного инженера Гийома де Боплана. Форпост окружен двумя прудами с плотиной и еще одной плотиной на Буге. Мощный оборонительный узел!

А уже через несколько лет, в 1606-м, каменецкий епископ Павел Волуцький строит на территории замка доминиканский монастырь на месте предшественника - деревянного костела, который упоминался с середины XVI столитя. Новостройку привели в порядок в 1638. А первое упоминание об органе в костеле относится даже к 1637. В 1720 г.. Построена колокольня костела. Ряд других городских сооружений, в частности Михайловская церковь XV-XVI вв., Также входили в систему обороны поселения.

Город в 1601 году получило статус уездного центра, а значит, было немалым. По Хмельницкой Летичевском окраине относились к территории, которую сначала контролировал казацкий гетман, а после подписания перемирия в феврале 1649 вновь отошла к Польше. Город, зажатый в клещах двух воюющих сторон, вскоре пришло в упадок.

Ротация властей: в марта 1651 года году в Летичев на несколько дней прибыл полк магната Лянцкоронского на пути в Каменец. А позже в Летичевском старостве хозяйничают и громят шляхту отряды Олександренко. 1672 конец заняли турки. Развитие города остановился. В "Люстрации воеводства Русского" (1661-1665) упоминается, что в Летичеве есть только 9 "дымов". На город не тянет.

По Хмельнитчиной - гайдаматчина. "Кур" Премьер Польский "за 1737, едва сдерживая ужас, рассказывает о отряды гайдамаков, которые блуждают по лесам у Летичеве. А в 1750-м году повстанцам даже удалось захватить город, который в то время втсало с колен руины, выросло и обогатилось. А дальше ...

А дальше

Далее началась эра Кармалюка.

Биография известного подольского мстителя известна всем еще со школьных времен. Роман гордой барышни и небедного крестьянина из села Головчинцев дал толчок началу серии набегов, поджогов, грабежей, которые время от времени прерывались: о Устим говорили, что он имел фарт убежать, но не имел счастья скрыться. Его несколько раз арестовывали в Каменецкой крепости - убежал. Выслали этапами сибирскому Тобольска - опять убежал, чтобы продолжать мстить господам и богачам. Его спина выдержала 4000 ударов шпицрутенами, 227 ударов кнутом, его трижды клеймили как опасного преступника. Он выжил, выдержал все пытки - и снова мстил. На Подолье развернулась настоящая крестьянская война, которая не на шутку беспокоила русского царя Николая I.

Конец войне положила измена: 1827 кто-то из отряда Кармалюка перед решающей схваткой с царскими войсками смазал ружья повстанцев салом. Так национальный продукт помешал представителям самой нации выстоять в бою. 750 человек арестовали - и Кармалюк убежал и сейчас.

И лишь еще одна измена, на этот раз женщины, перерезала нить мятежного жизни. В Коричинцы-дорожной неподалеку от Летичева, в доме Оляны Проциковой, утром 10 октября 1835 шляхтич Федор Рудковский дождался своей вожделенной мишени. За что и получил пожизненное освобождение от налогов и кольцо от императора. Тело Кармалюка долго потом возили по селам: проводили "педагогическую работу» с населением, а затем похоронили в Летичеве.

Коренастая черная фигура народного мстителя возвышается с 1974 года у уцелевшей башни замка (скульптор И. Зноба). Суровый взгляд, скованные кандалами крепкие руки - не подходит к замку, держись лучше стороне! Он словно пружина, которую слишком сильно сжали - и не дают развернуться, выпрямиться. Он хочет на волю. Нет, памятник действительно очень удачный.

А подойти стоит. Если повезет, сможете попасть во двор крепости и забраться полуразрушенными лестнице в стене башни на самый ее верх - чтобы взглянуть на одноэтажное город с высоты птичьего полета. (UPD: текст писался в 2005 году - и с тех пор многое изменилось. И лестница уже не полуразрушенные, и крыша в башни уже есть. Но попасть во двор санктуарию со стороны башни все так же трудно - местный священник не очень благосклонно относится к таким визитам).

Зайдите и в костел: хотя годы в роли то конюшни, то состав уничтожили все старое убранство храма, его стены сейчас покрывают изысканные росписи. Росписям было бы трудно выжить в любом случае: у храма была уж очень непростая история. Монастырь доминиканцев действовал в Летичеве до 1832 г.., Когда Николай I отменил его - с десятками других римо-католических обителей - в качестве мести за восстание Костюшко. Монастырский храм в Летичеве перешел в Подольской епархии. Но об этом чуть ниже.

Кармелюк был не последним известным в истории деятелем, чья судьба оказалась связанной с Летичева. В скромном подольском городе накануне русско-турецкой войны, в 1854 году, по дороге в Крым, побывал офицер Дунайской армии Лев Толстой. Писатель прожил здесь больше месяца, написал рассказ "Рубка леса". А за десятилетие до этого в Летичеве жил поэт Антон Шашкевич.

Но самым знаменитым "жителем" города был известен на все Подолье и Волынь в браз Летичевской Богоматери, созданный по образцу известной иконы из римской базилики Санта Мария Маджоре. Папа Климент VIII подарил этот образ Доминикане (1592), которые отправились на Подолье по приглашению епископа Волуцького. К Летичева достались в 1606 году. Но тогдашний хозяин города, Ян Потоцкий, был кальвинистом - и не пустил монахов в город. А вот жена летичевского старосты Елизавета, ревностная католичка, предоставила братьям убежище в сельском доме в пригороде Залетичивка. Вскоре горожане услышали о различных чудесах, связанных с привезенным образом, кто бы видел отражение Богоматери на фоне луны, еще кому-то казалось странное сияние вокруг иконы ... Потянулись паломники, некоторые даже из-за Днепра. Что говорить: сам кальвинист Потоцкий вдруг уверовал, простоял перед мадонной ночь на коленях - и отдал под образ (а заодно и монастырь) свой замок.

Крестьяне с Залетичивкы были не одни, которым что-то мерещилось. Несколько ночей подряд во сне видел в замке фигура женщины, которая предостерегала перед приближением врага, уставший от сражений с татарами Станислав Ревера Потоцкий, будущий коронный гетман и киевский и краковский воевода. Он расположился был у крепости со своим отрядом - для короткого отдыха. Какой уж там отдых, когда такое снится - войско был поднят по приказу подготовки к бою. И действительно - на рассвете под стены города пришел татарский отряд. С молитвой воины Певеро Потоцкого ринулись в бой - и победили. Сам пан Станислав зашел к деревянному тогда еще храма после победы помолиться - и узнал на иконе женщину со своего сна. Это настолько поразило набожного магната, он вместе со своим войском составил "Копытов" пожертвование на здание каменной святыни. Ян Потоцкий тоже пожертвовал на такое дело значительную сумму. И в 1638 знаменитая икона получила новое каменное жилье.

И в 1638 знаменитая икона получила новое каменное жилье

Когда казаки Хмельницкого в 1648. устроили в монастыре конюшню для своих лошадей, доминиканцы поспешно вывозят образ во Львов. 76 лет образ находится во львовском храме Тела Господня. Икона вернулась в родные пенаты вплоть 2 июля 1772. Опять вереница паломников тянется к образу.

4 октября 1778 икону короновал папа Пий VI.

Во времена Первой мировой войны знаменитая "чудотворная" икона начала свои длинные путешествия: тогдашний священник Франциск Шимкус перевез образ сначала в Пятничаны (сейчас район Винницы ), В поместье Здислава Грохольского, а позже - в капуцинского костела в Виннице. Когда Подолье ненадолго оказался под контролем австрийского войска, икона вернулась в Летичев. Ее вроде встречал десятитысячная толпа.

В 1919 экс-монастырь стал комиссариатом, причем так внезапно, что икону даже не успели эвакуировать, только прикрыли занавесом. В следующем году в Летичев вошли поляки - и занавесочки над мадонной открыли. Уже ненадолго: Подолье находилось в зоне турбулентности, власть менялась молниеносно, но большевики двигались темным облаком. 14 июня 1920 перед образом отправили литургию, а затем отдали ее штабным офицерам 18 дивизии, которые и вывезли ее в Проскурова , А затем - в спецвагоне, превращенном в часовню - в Варшаву.

В межвоенный период западно-украинские земли были частью Речи Посполитой. Именно в то время, в 1934, луцкий епископ Адольф Шельонжек, который занимался и Каменец-Подольской епархией, попытался выхлопотать икону в Луцка . И получилось: в 1935 г.. Образ торжественно внесли в кафедральный собор в Луцке. Шельонжек называет мадонну на образе "Господин Подолье и Волыни". Икону там действительно очень уважают.

Епископ выбрал правильный момент: в 1934 году. Иконе уже было некуда возвращаться, она была бездомной: Летичевский костел был закрыт в мае 1933, а тогдашнего ксендза Яна Кухарского и нескольких его прихожан выслано в Сибирь. В костеле устроили колхозную конюшню.

В волынской столице икона продержалась декаду: 6 августа 1945 ее вывезли в Польшу в грузовом вагоне с мебелью. Шельонжек к тому времени уже полгода как находился под арестом в Киеве. "Госпожа Подолье и Волыни" прибыла в Люблин, где и находится до настоящего времени.

Вторая мировая тоже оставила свои следы в истории костела: храм не открыли, как это было во многих городах и селах. В монастыре был оборудован концлагерь. В Послевоенное время в комплексе были и склад стройматериалов, и зернохранилище, и Минудобрения сохранялись. В кельях разместили швейную фабрику, телемастерской, цех по изготовлению надгробий, ПТУ и даже какую-то забегаловку. В таких условиях следует мечтать сохранить хоть что-то аутентичное: даже костельной пол - и ту вынули. Говорят, пошла на дорожки у усадеб партийных бонз.

© Blacky, 2005-2016 © "Блиц-Запад"

© Blacky, 2005-2016 © Блиц-Запад



Возможно, не знают, что проходят мимо?
А что же государство?
Как защищала свои города Речь Посполитая?