Свежие новости

Регуляторная политика аптечного рынка: в поисках эффективных отраслевых решений

  1. Рецептурный отпуск лекарств
  2. По рекламе лекарственных средств
  3. Аккредитация аптечных заведений
  4. Приоритеты развития отрасли

25-27 мая 2011 в туристско-оздоровительном комплексе (ТОК) «Судак», АР Крым, состоялась VI специализированная фармацевтическая конференция-практикум «АПТЕКА-2011», организованная компанией «МОРИОН» и Агентством медицинского маркетинга при поддержке Всеукраинской аптечной ассоциации, Всеукраинской общественной организации «Фармацевтическая ассоциация« ФАРМУКРАИНА », Ассоциации производителей инновационных лекарств« АПРАД », Ассоциации представителей международных производителей лекарственных средств в Украине (AIPM Ukraine), Всеукраинской общественной организации« Аптечная о есийна ассоциация Украины »и Ассоциации« Производители лекарств Украины »(см.« Еженедельник АПТЕКА »№ 21 (792) от 30.05.2011 г.).

Во время первой сессии, посвященной реалиям и возможным изменениям в регуляторной политике украинского розничного рынка лекарственных средств, участники конференции получили возможность заслушать доклады и напрямую пообщаться с Александром Гудзенко, главным внештатным специалистом МЗ Украины по специальности «Общая фармация», генеральным директором КП «Фармация» КГГА, доктором фармацевтических наук, профессором, Андреем Захараша, заместителем председателя Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками, Олег м Малютой, заместителем министра здравоохранения АР Крым, Сергеем Коваленко, профессором, проректором по научной работе Национального фармацевтического университета (НФаУ), Олегом Добранчуком, руководителем аналитической службы компании «Proхima Research».

Открыла пленарной сессии доклад Александра Гудзенко, посвященная современному состоянию и перспективам развития фармацевтической отрасли Украины Открыла пленарной сессии доклад Александра Гудзенко, посвященная современному состоянию и перспективам развития фармацевтической отрасли Украины. По оценкам ВОЗ, фармацевтический сектор системы здравоохранения Украины является наиболее развитым среди стран СНГ. Согласно Концепции развития фармацевтического сектора отрасли здравоохранения Украины на 2011-2020 гг., Утвержденной приказом МЗ Украины от 13.09.2010 г.. № 769, его стратегической целью является организация стабильной деятельности фармацевтического сектора, который обеспечивает уровень качества и эффективности фармакотерапии и профилактики заболеваний населения и в конечном итоге способствует улучшению здоровья трудоспособного населения, увеличению продолжительности и повышению качества жизни всего населения Украины. Эта цель реализуется путем обеспечения качества и доступности лекарств, их рационального использования во время лечебных процессов, стандартизации фармацевтической деятельности, содействия развитию отечественной фармацевтической промышленности, создания системы ценообразования лекарственных средств, закупаемых за государственные средства, системы восходящего многоуровневого профессионального совершенствования работников фармацевтической сферы и единого информационного пространства.

В Украине сформировалось новое видение фармацевтической сферы как неотъемлемой составляющей системы здравоохранения. В связи с этим осознается необходимость взаимодействия всех ветвей власти и широкой общественности в сохранении самой общественной ценности - здоровье народа. Одним из важнейших событий в жизни отрасли станет принятие проекта Закона Украины «О лекарственных средствах» (новая редакция), который был подготовлен широким кругом ведущих специалистов отрасли, опубликованный в СМИ и обсужден общественностью.

С момента принятия закона прошло более 14 лет, и за это время в фармацевтическую практику Украины введен ряд современных европейских норм и правил, которые сейчас требуют внесения в Закон. В частности, в раздел «Производство, изготовление лекарственных средств» внесено требование, что основанием для выдачи лицензии на производство лекарств является соответствие материально-технической базы для производства и проведения контроля качества продукции Правилам надлежащей производственной практики (GMР). Это требование приобретает актуальность в связи с членством Украины в Системе сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical inspection cooperation scheme - PIC / S).

Законопроект содержит значительно расширен глоссарий с четким определением терминов и понятий, что позволит участникам рынка избежать недоразумений при их толковании. Также в документе появился новый раздел «Фармацевтическая практика», который содержит общие требования к осуществлению деятельности по оптовой и розничной реализации лекарственных средств.

Как отметил А. Гудзенко, данный проект сбалансированный и учитывает интересы всех участников рынка - от разработчиков до потребителей, а принятие проекта урегулирует правовые отношения, связанные с созданием, производством, реализацией, контролем качества лекарственных средств, определит права и обязанности предприятий , учреждений, организаций и граждан.

Фармацевтическая сфера в Украине сегодня - это сложившаяся структура, однако ряд проблем остается острой и требует первоочередного решения. Это касается внедрения европейских стандартов обращения лекарственных средств, обновления технологий их производства и ввода новых мощностей, внедрение государственного заказа на отечественные лекарства и системы поддержки отечественных производителей, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Украине и системы единого информационного пространства, совершенствование системы ценообразования на лекарственные средства . Кроме того, если сейчас внедряются в сферу практической деятельности стандарты надлежащей производственной (GMP), клинической (GCP), лабораторной (GLP) практик, надлежащей практики дистрибуции (GDP), то работа над утверждением и внедрением стандартов аптечной практики (GPP) только начинается.

Важным событием прошлого года стало утверждение на VII Национальном съезде фармацевтов Украины, который состоялся 15-17 сентября 2010, Этического кодекса фармацевтических работников.

Докладчик признал, традиционно фармация не рассматривается как непосредственный участник лечебного процесса и развивается отдельно от всей системы здравоохранения. Сегодня, когда происходит реформирование медицинской отрасли, фармацевтический сектор снова остался в стороне. Даже последний законопроект «О реформировании в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г.. Киеве системы здравоохранения» не учитывает аптечные учреждения как учреждения здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Пациент, получив рецепт врача, идет к аптечного учреждения и от консультации провизора нередко зависит эффективность применения препарата.

Рецептурный отпуск лекарств

А. Гудзенко подчеркнул, что сегодня проблема рецептурного отпуска заключается не в том, что аптеки не хотят осуществлять отпуск лекарств по рецепту, а в том, что население не может получить этот рецепт. Конечно, при условии введения медицинского страхования и системы реимбурсации проблема нарушений отпуска рецептурных препаратов исчезнет сама по себе, ведь пациент будет заинтересован в получении назначений врача.

Введение в Украине системы возмещения стоимости лекарственных средств при амбулаторном лечении могло бы существенно повлиять не только на доступность препаратов, но и на развитие отечественной фармацевтической отрасли, поскольку мировая практика показывает, что в первую очередь возмещается стоимость генерических препаратов.

По рекламе лекарственных средств

Как отметил докладчик, структура заболеваемости и потребления лекарств в Украине не совпадает, что вызвано некорректной рекламой препаратов. Эту проблему предлагалось решить с помощью нескольких законопроектов, которые предусматривали в том числе и полный запрет рекламы лекарственных средств. Однако 19 апреля 2011 Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон Украины «О внесении изменений в статью 21 Закона« О рекламе », согласно которому рекламодатели должны сопровождать рекламу текстом предупреждения следующего содержания:« Самолечение может быть вредным для вашего здоровья "я", который занимает не менее 15% площади или объема (продолжительности) всей рекламы. Закон вступит в силу 12.08.2011 г..

Однако не только рекламодатели должны предупреждать об опасности самолечения. Большое значение имеют знания и навыки аптечного работника. Приказом Минздрава от 16.05.2011 г.. № 284 «Об утверждении протоколов провизора (фармацевта)» было введено протоколы. Их соблюдение при отпуске безрецептурных препаратов позволит и аптечным работникам, и пациентам подобрать эффективное и доступное медикаментозное лечение, также можно считать элементом оказания первичной медико-санитарной помощи. В условиях стационара, безусловно, важную роль играет клинический провизор, ведь кто, как не этот специалист, предоставит достоверную информацию по применению того или иного препарата. А. Гудзенко отметил, что без функционирования клинических провизоров введение формулярной системы и страховой медицины невозможно.

Аккредитация аптечных заведений

Докладчик подчеркнул, что аптеки - это учреждения здравоохранения, где оказывается медицинская помощь в виде фармацевтических услуг, а не магазины, поэтому их аккредитация имеет большое значение. Он обратил внимание фармацевтического сообщества на проект приказа МЗ Украины «Об утверждении критериев и стандартов государственной аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений», который размещен на сайте Минздрава Украины, и призвал присоединиться к его обсуждению.

А. Гудзенко отметил, что сегодня в рамках административной реформы будет сокращаться количество государственных служащих, в том числе и в Минздраве Украины, что может привести к обострению проблем требований законодательства относительно функционирования фармацевтического сектора. К сожалению, в профильном министерстве сегодня вообще отсутствует подразделение, которое бы занималось проблемами фармации. Поэтому профессиональное сообщество должно оказывать МОЗ Украины свои предложения по совершенствованию отрасли и механизмы их реализации с учетом современного уровня трансформации общества. Он еще раз подчеркнул, что развитие фармации следует рассматривать в контексте реформирования всей сферы здравоохранения как неотъемлемой составляющей первичного звена оказания медицинской помощи, предоставляет широкий спектр фармацевтических услуг.

Во многих странах в аптечном учреждении можно измерить артериальное давление, определить уровень глюкозы в крови, беременность, получить консультацию по поводу некоторых симптомов заболевания и тому подобное. Хроническая нехватка средств на нужды первичного звена обусловила недоступность врача для многих наших соотечественников, поэтому одним из механизмов решения проблемы могло бы стать введение перечня минимальных медицинских услуг, которые могли бы оказывать аптечные учреждения. Расширение аптечных услуг приведет к увеличению количества посетителей и повышения прибыли заведения.

Приоритеты развития отрасли

Основные приоритеты развития фармацевтической отрасли, по мнению А. Гудзенко, следующие:

  • активное участие фармацевтического сообщества в реформировании отрасли здравоохранения;
  • приведение законодательной и нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями настоящего;
  • совершенствования фармацевтического образования и повышения квалификации (введение непрерывного цикла обучения специалистов);
  • создание мощного информационного поля фармацевтической сферы, что позволит оказывать профессиональную и объективную информацию потребителям;
  • внедрение инновационных технологий в отечественное производство лекарств;
  • разработка и внедрение эффективных рыночных механизмов регулирования цен на лекарственные средства, в том числе путем формирования государственного заказа;
  • введение системы возмещения стоимости лекарств;
  • продолжение внедрения европейских стандартов деятельности - GMP, GDP, GLP, GPP, фармацевтической ожоги;
  • разработка эффективных и действенных механизмов влияния профессиональной фармацевтической общественности на все процессы, происходящие в контрольно-разрешительной системе, в частности, лицензирование, аттестацию кадров, аккредитацию аптечных учреждений;
  • внедрение механизмов контроля за соблюдением Этического кодекса фармацевтического работника.

Завершая доклад, А. Гудзенко пообещал, что и впредь на должности главного внештатного специалиста Минздрава будет прилагать максимум усилий для реализации провозглашенных приоритетов в Украине и поддерживать все рациональные начинания фармацевтического сообщества.

Вопросы системы государственного контроля качества лекарственных средств в Украине осветил Андрей Захараш, отметив, что стремительный рост уровня фармацевтической индустрии обязывает постоянно совершенствовать методы ее регулирования, а многополярной структуры мировой экономики диктует необходимость гармонизации стандартов качества лекарств на базе передового опыта Европы, США, России Вопросы системы государственного контроля качества лекарственных средств в Украине осветил Андрей Захараш, отметив, что стремительный рост уровня фармацевтической индустрии обязывает постоянно совершенствовать методы ее регулирования, а многополярной структуры мировой экономики диктует необходимость гармонизации стандартов качества лекарств на базе передового опыта Европы, США, России . Эти потребности были учтены при реформировании контроля качества лекарственных средств, которое продолжалось в течение 2009-2011 гг. Осуществление государственного контроля за выполнением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности требований законодательства Украины относительно обеспечения качества лекарственных средств при их ввозе, хранения, производства, реализации, и медицинского применения - основное направление работы центрального органа исполнительной власти в сфере контроля качества лекарственных средств.

В течение 2010 г.. Работа Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (Гослекинспекция) была направлена ​​на совершенствование регуляторной деятельности в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. С этой целью проведены следующие мероприятия:

  • внедрение системы качества Гослекинспекции;
  • формирование штата инспектората по соблюдению требований GMP и обучение инспекторов;
  • полноправное членство Гослекинспекции в PIC / S с 01.01.2011 г .;
  • сотрудничество с регуляторными органами стран - членов PIC / S;
  • обучение инспекторов в сфере требований GMP под эгидой PIC / S.

Анализируя деятельность работы Гослекинспекции в 2010г., А. Захараш отметил, что было проведено 78 плановых и 18 внеплановых проверок производителей лекарственных средств, по результатам которых прекращена деятельность 41 и аннулирована лицензия 12 предприятий. Проверено 2687 лицензиатов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарствами, и аннулировано 403 лицензии.

Основные нарушения, выявленные во время плановых и внеплановых проверок:

  • отсутствие необходимых условий для свободного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к аптекам и аптечным киоскам;
  • несоответствие состояния помещений и оборудования требованиям санитарно-противоэпидемического режима аптечных учреждений;
  • несоответствие общей площади помещений аптечного киоска требованиям государственных строительных норм;
  • нарушение требований законов Украины, постановлений КМУ, приказов МЗ Украины, Гослекинспекции Украины и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств;
  • реализация препаратов, не зарегистрированных в Украине, без сертификатов качества производителя или срок годности которых истек;
  • неустроенность содержание и хранения личной и специальной одежды, хозяйственного инвентаря.

Докладчик напомнил присутствующим, что в Украине создана и функционирует 3-уровневая система контроля качества лекарственных средств, а именно: государственный контроль при их ввозе на территорию Украины; контроль уполномоченными лицами субъектов хозяйствования; контроль инспекторами территориальных органов Гослекинспекции при осуществлении плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования.

В прошлом году на территорию Украины субъектами хозяйствования ввезено 119579 серий лекарственных средств и выдано 129 отрицательных заключений об их качестве. За I кв. 2011 на территорию Украины субъектами хозяйствования ввезено 24656 серий лекарственных средств и выдано 16 негативных выводов.

По 2010 Гослекинспекцией МЗ предоставлено 385 предписаний о запрете реализации (торговли), хранения и применения лекарственных средств:

  • 145 предписаний о запрете 388 серий 116 наименований некачественных лекарственных средств;
  • 43 предписания о запрете 77 серий 29 наименований фальсифицированных лекарственных средств;
  • 197 предписаний о запрете 265 наименований незарегистрированных лекарственных средств.

За I кв. нынешнего года Гослекинспекцией МЗ предоставлено 42 предписания на 48 наименований незарегистрированных лекарственных средств; 12 - о запрете 12 серий 6 наименований фальсифицированных лекарственных средств; 54 - о запрете обращения 44 серий 40 наименований препаратов.

Отдельно докладчик остановился на проблеме фальсифицированных лекарственных средств, сообщив присутствующим о основных источниках их поступления на фармрынок Украины. Это контрабандные поставки производителями и реализаторами препаратов из-за границы под видом других товаров; накопление лекарственных средств, срок годности которых истек, и последующее их приобретения на складах и в аптечной сети Украины с целью дальнейшего переупаковка и реализации; выпуск на неустановленных предприятиях фальсифицированных лекарственных средств и последующая их доставка для фасовки и упаковки в указанный цех; выпуск на больших производствах с использованием высокотехнологичного оборудования и привлечением квалифицированных специалистов.

Одним из самых известных примеров успешной борьбы с фальсифицированной продукцией стало разоблачение деятельности подпольного цеха по фасовке и упаковке лекарственных средств по продукции in bulk в Василькове Киевской обл., Которое провели сотрудники Гослекинспекции и правоохранительных органов. Как отметил А. Захараш, введение уголовной ответственности за фальсификацию фармпродукции более эффективно защитит население от негативных последствий незаконного оборота и применения фальсифицированных (поддельных) лекарственных средств.

Также в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы (относительно предотвращения фальсификации лекарственных средств)», внесенный народным депутатом Украины В.И. Коновалюком, которым предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Закон Украины «О лекарственных средствах» (прим. Ред. - законопроект принят за основу Верховной Радой Украины в первом чтении 31.05.2011 г. .).

Олег Малюта ознакомил участников конференции с проектом создания сети социальных аптек, который реализуется в АР Крым последние полгода по инициативе Василия Джарты, председателя Совета Министров АР Крым Олег Малюта ознакомил участников конференции с проектом создания сети социальных аптек, который реализуется в АР Крым последние полгода по инициативе Василия Джарты, председателя Совета Министров АР Крым.

Первую аптеку была открыта в Симферополе 25 октября 2011, а уже к концу 2011 г.. Сеть, владельцем которой является АР Крым, будет насчитывать 33 аптечные учреждения, в которых около 16,5 тыс. Участников и инвалидов Великой Отечественной войны могут бесплатно получить препараты , а другие льготные категории граждан - с 5% скидкой. На развитие аптечных учреждений в бюджете автономии на 2011 г.. Предусмотрено 10 млн грн.

С июля 2011 в автономии начнется еще один уникальный проект - внедрение социальной карты крымчанина, который предусматривает предоставление ежемесячной денежной помощи на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Этой услугой смогут воспользоваться около 25 тыс. Человек льготных категорий граждан. Однако этой карточкой, на которую ежемесячно будет начисляться 50 грн., Можно будет пользоваться только в сети социальных аптек. По информации заместителя министра, участие в проекте, кроме вновь республиканской коммунальной сети, могут взять и частные аптеки, единственное требование к ним - установление предельной торговой наценки на любой препарат не выше 15% круглый год. А. Малюта сообщил, что на сегодня уже 8 крупных аптечных сетей выразили желание присоединиться к проекту.

Эта информация вызвала горячую дискуссию среди участников конференции. Как отметила Светлана Пасталица, генеральный директор КП «Лекарства Украины» Черниговского областного совета, фармрынок Украины эффективно сам себя регулирует. 15% торговая наценка на все препараты приведет к остановке развития аптечных учреждений, поэтому делать такие громкие политические заявления следует очень осторожно. Прозвучали и мысли, что установление такой наценки - это начало конкурентной войны в фармацевтическом бизнесе, результатом которой станет закрытие небольших аптек. А. Малюта заверил, что 15% - это рекомендуемая наценка, которая может быть пересмотрена в любой момент.

Сергей Коваленко доложил о современных требованиях к работе аптечных учреждений на основе надлежащей аптечной практики (GPP) Сергей Коваленко доложил о современных требованиях к работе аптечных учреждений на основе надлежащей аптечной практики (GPP).

GPP - это деятельность, связанная с поставками, хранением и применением лекарственных средств и изделий медицинского назначения, осуществляется в аптеках, лечебных учреждениях и домашних условиях. Основными ее элементами являются просвещение и профилактика заболеваемости, обеспечение рационального применения рецептурных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ответственного самолечения, влияние на выписку и применения препаратов и др.

Введение в Украине стандартов GPP будет чрезвычайно большое значение, ведь эта практика направлена ​​преимущественно на профилактику заболеваний, а не на их лечение, ориентированная на пациента, обеспечивает соблюдение профессиональной этики, акцентирует внимание на значении информирования пациентов о правильном применении препаратов, поощряет рациональное выписки и применения лекарственных средств и обеспечивает высокий уровень профессионализма специалистов. В докладе также было отмечено, что привнесение в деятельность фармацевтов элементов GPP позволит противодействовать проникновению на рынок фальсифицированных и субстандартных лекарственных средств и эффективно осуществлять связь врач - фармацевт - пациент.

В своем докладе С. Коваленко остановился и на проблеме отсутствия единых квалификационных требований уполномоченного лица, непосредственно отвечает за недопущение к обращению некачественной продукции. В свете концепции обеспечения качества лекарств уполномоченные лица должны присутствовать на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства, прежде всего при производстве, дистрибуции и розничной реализации.

Согласно Инструкции о порядке контроля качества лекарственных средств во время оптовой и розничной торговли, утвержденной приказом МЗ Украины от 30.10.2001 г.. № 436, уполномоченное лицо - лицо, назначенное руководителем субъекта хозяйственной деятельности на соответствующую должность фармацевтического заведения, на которое в соответствии к приказу возложено осуществление входного контроля качества лекарственных средств, подлежащих оптовой и розничной торговли. Однако это утверждение противоречит другим нормативным документам. В лечебно-профилактических учреждениях входной контроль качества препаратов осуществляется уполномоченными лицами (главными / старшими медсестрами, провизорами или фармацевтами больничных аптек), назначенными приказом руководителя учреждения в соответствии с Правилами хранения и проведения контроля качества лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных приказом МЗ Украины от 16.12.2003 г.. № 584.

В Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденных приказом Гослекинспекции МЗ Украины от 21.09.2010 г.. № 340, указано, что уполномоченное лицо должно иметь полное высшее фармацевтическое образование, получить образовательно-квалификационный уровень специалиста - специалист, получить сертификат о присвоении (подтверждении) звания провизора общего профиля (для специалистов, окончивших высшее учебное заведение после 1992) или общей фармации и иметь в же работы по специальности не менее 2 лет. При этом выполнение обязанностей уполномоченного лица, ответственного за функционирование системы обеспечения качества лекарственных средств в аптеке, расположенной в сельской местности, может полагаться на лицо с фармацевтическим образованием, которая получила образовательно-квалификационный уровень специалиста - младший специалист, бакалавр.

Проанализировав эти документы, С. Коваленко сделал вывод, что обязанности уполномоченных лиц могут выполнять должностные лица от заведующего аптеки к фармацевту со средним образованием или медсестры. При этом в Перечне должностей фармацевтических работников такая профессия вообще отсутствует. Как отметил докладчик, необходима специальная подготовка провизоров для этой должности как в аптечных, так и в лечебно-профилактических учреждениях, и в дальнейшем организация на регулярной основе их профессионального обучения и пополнения знаний. Именно в подготовке соответствующих специалистов ведущую роль играет кафедра управления качеством, организованная в НФаУ в 2002г., На базе которой ведется обучение студентов по специальности «Качество, стандартизация и сертификация».

Работа кафедры направлена ​​на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать вопросы оптимизации деятельности фармацевтических предприятий, обеспечивать создание, подготовку к сертификации и поддержания систем управления качеством и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000, ISO 14000. Именно таких профессионалов сегодня остро нуждается фармацевтическая отрасль не только в Украине

Олег Добранчук ознакомил участников конференции с ключевыми тенденциями аптечного сегмента фармацевтического рынка Украины Олег Добранчук ознакомил участников конференции с ключевыми тенденциями аптечного сегмента фармацевтического рынка Украины. По его словам, сегодня на фармрынке Украины отмечается тенденция уменьшения в структуре аптечных учреждений удельного веса аптечных киосков (за последние 3 года с 25 до 17%) на фоне стабильности аптечных пунктов и увеличение удельного веса аптек.

Это коррелирует с показателями среднего выручки на 1 торговую точку, который в целом по Украине в 2010 г.. Составил 1084 тыс. Грн. в год: 1449 тыс. грн. для аптек, 608 тыс. грн. для аптечных пунктов и 506 - для киосков. По итогам 2010 г.. В общем объеме аптечных продаж наибольшую долю занимают аптеки (78%), а аптечные пункты и киоски занимают 14 и 8% соответственно. Сегодня происходит оптимизация и реорганизация аптечных сетей во всех регионах Украины без исключения путем уменьшения аптечных киосков и увеличение аптек.

По состоянию на 01.01.2011 г.. На 1 аптечное учреждение в Украине приходится 2112 жителей. Наибольший показной обеспеченности населения аптечными учреждениями отмечают в Одесской обл. (1789 человек), наименьший - в Ровенской обл. (2804).

Как отметил А. Добранчук, достаточно интересным сегодня является сегмент частных предпринимателей. Удельный вес торговых точек, принадлежащих им росла из года в год, и в начале 2011 составляла 24%, при этом точки концентрируются преимущественно в малых и средних населенных пунктах Однако их долю в 2012 прогнозировать трудно в связи с принятием нового Налогового кодекса Украины и продолжением обсуждения положений о деятельности таких предприятий.

Распределение количества аптечных сетей в зависимости от размера аптечного предприятия свидетельствует, что в Украине преобладают сети, насчитывающие до 10 торговых точек. По состоянию на 01.01.2011 г.. Также было отмечено увеличение удельного веса аптечных сетей среди редких торговых точек и мегасетью (более 50 точек) по сравнению с прошлым годом, для крупных сетей (26-50) этот показатель остался неизменным, а для малых (2 5 точек), средних (6-10) и крупных (11-25) сетей он уменьшился. Большинство торговых точек сконцентрировано в небольших аптечных предприятиях (до 10 точек) и мегасетью.

Очень большая часть торговых точек и аптечных сетей представлена ​​локально. И только одна сеть в Украине по итогам 2010 г.. Представлена ​​во всех регионах нашей страны, поэтому ее можно назвать национальной.

Рейтинг аптечных сетей по количеству торговых точек по результатам прошлого года возглавила КП «Луганская областная« Фармация », 2-е и 3-е места заняли« Украинский аптечный холдинг »(Донецк) и« Полтавафарм ». По объему розничного товарооборота в 2010г. Лидером стала компания «Мед-Сервис», за которой следуют КП «Луганская областная« Фармация »и Украинский аптечный холдинг.

Аптечный сегмент пока остается наименее консолидированной звеном фармацевтического рынка, однако уже отмечают тенденцию к укрупнению бизнеса. Наиболее консолидированным остается сегмент дистрибьюторов: суммарный удельный вес топ-5 дистрибьюторов ( «БаДМ», «Оптима-фарм», «Альба-Украина», «Вента.Лтд», «Фра-М») в общем объеме рынка составляет 87%.

Лтд», «Фра-М») в общем объеме рынка составляет 87%

Выступление А. Добранчука чрезвычайно заинтересовал участников конференции, особенно в отношении сегмента частных предпринимателей. По прогнозам А. Малюты, до конца года скорее всего такая форма собственности исчезнет с фармацевтического рынка, ведь большинство таких предприятий создавали или с целью минимизации налогов, или с нарушением законодательства. По его мнению, новый Налоговый кодекс Украины принес аптечным заведениям много преимуществ, в частности, значительно снизил налоговую нагрузку и предоставил возможность перейти на выплату белой зарплаты наемным работникам. Однако основная проблема аптечного рынка была и остается - отсутствует сплоченность участников.

В следующей публикации читатели смогут ознакомиться с выступлениями, посвященными реалиям и перспективам коммунальных аптек.

Более подробно с докладами спикеров можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua , www.morion.ua

Анна Бармина,
фото Сергея Бека

Интересная информация для Вас: