Свежие новости

Чествование Солнца древними славянами

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами. Древнейшая из них принадлежит арабскому писателю Х века Аль-Масуди. В своей работе «Золотые Луга», описывая славянские храмы, он замечает, что в одном из них в куполе были сделаны отверстия для наблюдения точек восхождения солнца, и там были вставлены драгоценные камни из начертаниями, что предсказывали будущее [1]. Другой арабский писатель Ибраим бен-Весиф-Шах в своих трудах пишет, что славяне чествовали солнце, и один из славянских народов праздновал семь праздников, названных по именам созвездий, важнейшим из которых был праздник Солнца [2].

В летописях встречаются высказывания, которые косвенно указывают на старинные верования наших предков к участию солнца в делах человеческих: «сего не потерпит солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласы: снедаем солнце» [3].

Во времена становления христианства на Руси языческие верования стараниями духовенства и представителей власти стали постепенно видоизменяться. Например, можно встретить такие поучения Кирилла Туровского: «Не нарицайте себя бога ни в солнце, ни в луне» [4], «Луце же ли поклоняться лучю мрькнущему, нежь лучю бессмертном и богу созданию, а не Богу все створшу» [5] . Славяне сумели объединить старые языческие верования с новыми христианскими. Славянская культура настолько глубокая и многослойная, что из поколения в поколение передавались предания о солнце как о существе божественном. И, пожалуй, здесь не все так просто ...

Ведь в старинных славянских сказках говорят, что Солнце есть царь, что он обладает двенадцатью царствами [6], и в каждом поставил господином одного из своих двенадцати сыновей, двенадцати солнц, сам Царь-Солнце живет в солнце, а сыновья его живут в звездах. Самое интересное - славяне верили, что солнце, предвидя несчастные события, дает знать о них людям и останавливается на пути прячется в облаках. Кроме того, верили, что оно помогает людям, но в то же время преследует недостойных, заслуживших его немилость. Здесь можно вспомнить пословицу: «Где солнце, там и сам Господь».

Солнце было почитаемо с одной стороны как небесное светило, находится в середине света, все освещает, и как Бог, как Царь-солнце. Царство славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетает и к нам, а палаты его находились на высоких, священных горах (слово «чертог» с древнеславянской переводится как палата, хоромы, дворец). По верованиям, там Царь-Солнце сидит на своем пурпурном, золото-тканных престоле. Семь звезд ангелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звезд выполняют его волю. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звезды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, а тех, кто ошибся, - наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыки всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день [7].

Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему число семь, а также семь божеств или ангелов так часто встречается в верованиях и мифологии как славян, а практически всех древних народов? Семь планет и семь дней недели, семь лошадей солнца и семь ангелов-судей, семь ворот солнца Митры, семь стад Гелиоса, седьмой день каждого месяца, как день рождения Аполлона, у древних шумеров семь великих богов, смотрящих «в волшебное колесо движения Мира ... приговаривая Судьбы людям », семь« Бессмертных Святых »во главе с Ахура Маздой в зороастризме, семь великих богов, правивших Египтом 12300 лет, и, наконец, семь Архангелов в христианстве (а в Православии восемь!), в легендах восточных народов семерка Бодхисатв Шамбалы. Возможно, ответив на этот вопрос, ученые неожиданно для себя приблизятся к разгадке и других тайн?

Кстати, древняя славянская символика содержит в себе легендарную печать Шамбалы: солнце, солнце, внутри которого находится усеченная пирамида и вверху треугольник Кстати, древняя славянская символика содержит в себе легендарную печать Шамбалы: солнце, солнце, внутри которого находится усеченная пирамида и вверху треугольник. Глаз, согласно преданию, - это всевидящее око Бога. А треугольник означает сочетание трех принципов построения Вселенной: Лотоса, Аллат и Бога (рис. 1) [8], [9]. И даже сегодня едва ли не в каждом Православном храме можно встретить эту необычную символику, одним из важных элементом которой является солнце! (Рис. 2)


Другие исследования верований древних славян рассказывают нам о том, что Солнце было почитаемо как сын верховного божества языческой Руси - Сварога. Но обо всем по порядку. В Ипатьевской летописи есть такие слова: «И бысть по потопе и разделеньы язык, иоча царствоваты первое Местром от рода Хамова, по нем Еремии, по нем Феост, иже и Сварога нарекоша Егуптяне; царствующей сему Феосте в Егупте, во время царства его, спадоша клещей с небесе, нача коваты оружье ». Здесь славянский Сварог отождествляется с древним Феост или Эфест, вулканы, Египетским ФТА. Вулкан же есть богом молний, ​​кузнец небесной, божественной оружия. Здесь также стоит обратить внимание на некую связь славянского пантеона богов с египетским, подтверждающие летописи. У этого верховного бога, бога молний, ​​было еще и другое имя - Перун. Исследователи приходят к выводу, что Сварог и Перун суть разные названия одного и того же божества [10].

Считается, что верховное божество Сварог-Перун порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь. В приведенном выше тексте Ипатьевского списка летописи читаем дальше: «И по сем [то есть по Сварогов] царствова сын его, именем Солнце, его же назовут Дажьбог ... Солнце царь сын Сварогов, еже есть Дажьбог». Братом Солнца, сыном Сварога, называется также и огонь: «огневого молятся, зовут его Сварожицем». И самое интересное, что древние источники называют славян внуками Дажьбога. . Например, в «Слове о полку Игореве» солнце Дажьбог выступает дедом Славян, и под этим именем его величают и в народных песнях до сих пор как Дед, Дед. Известно также и другое его имя - Ладо, что означает Свет, Красота, Мир, Любовь, Радость. К примеру, у хорватов есть такая народная песня: «Лепи Иво тергите розовая, тебя, Ладо, свети боже! Ладо, слушай нас, Ладо! Песме, Ладо, певамо ты, сердца наша клянем ты: Ладо, слушай нас, Ладо! »; а у сербов есть старинная песня, в которой люди просят Бога, чтобы он сиял: «сияй, сияй, боже!». Стоит заметить, что в еще более древние времена, времена матриархата, то есть верховенства Женского начала в обществе, славяне почитали богиню любви и блага Ладу .

Тот факт, что Солнце считалось дедом или отцом славянского народа, подчеркивает и старинная песня, которая встречается с небольшими изменениями в эпосе всех славянских народностей. Ведь корни у нас одна!

«Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко!
Твои детки плачут,
Пить, есть просят ».

Смысл этих простых слов, пожалуй, куда более глубокий, чем может показаться на первый взгляд. Ведь если славянский народ считается внуком Солнца и находится под особым его покровительством, то обращение к нему с просьбой о питье и еде может трактоваться как просьба духовной пищи, без которой не может обходиться ни один человек на Земле.

По верованиям наших предков, Солнце занимает особое место и в устройстве мира. Считалось, что оно находится в его середине. Например, у сербов было поверье, что за миром, где светит Солнце, тянется царство тьмы. Это предание, как и многие другие языческих, с приходом христианства лишь видоизменился, не потеряв своей сути. Ведь в какой-то степени представление о том, что там, где не светит Солнце, где люди теряют Веру и Любовь к Богу, где происходит нарушение человеком каких-либо моральных принципов, там начинается темнота. Причем стоит обратить особое внимание на то, что темнота наступает прежде всего внутри самого человека - не где-то снаружи, неизвестно где, а именно внутри. Поэтому в Библии и написано: «Кто в Любви, тот в Боге, и Бог в нем, ибо Бог и есть сама Любовь».

Интересен также тот факт, что с принятием христианства на Руси, произошла подмена понятий. Например, мы уже говорили о том, что божество Солнце именовалось как Ладо, означая Свет, Мир, Красоту, Любовь. То есть люди использовали это имя в положительном смысле. После же принятия христианства имя Ладо перешло в имя беса и тем самым получило негативный оттенок. В народе говорят: «иди к Ладу» или «в крышку», вместо «иди к черту». Поэтому если вдруг в жизни Вы услышите в свой адрес слова «иди к Ладу», «, то можете только обрадоваться, поскольку на самом деле Вам указывают путь к божеству Света и Любви.

Итак, мы рассмотрели основные старославянские верования в Солнце как божество. Эта информация ценна для нас в том смысле, что под кажущейся примитивностью и наивностью взглядов скрываются глубокие пласты сокровенных знаний, которые встречаются в культуре всех древних народов, от шумерской цивилизации до Древнего Египта, индейцев Америки в Китай и Индию. А то верованиях древних народов есть столько общего, может, и источник у них один? Кроме того, познания вечной славянской культуры позволит нам понять, что современные границы, разделяющие разные славянские народности - это лишь временное и искусственно созданное. Ведь древние арабские и греческие путешественники, посещая разные регионы, населенные славянами, замечали - в культуре и быту славян от юга до севера, от восхода до заката практически не было различий. Но это тема наших следующих публикаций.

Литературные источники:

[1] M. Charmoy, Relation de Mas'oudy etc. Memoires de l'Acad. Imper. des Sciences de S. Petersb. VI-eme serie. Tome II. 1834, стр. 320.
[2] M. Charmoy, стр. 326.
[3]. Лаврентия. Летопись. Полное СОБР. Лет. I, стр 71.
[4]. Москвитянин 1834, I, Материяли, стр 243.
[5]. Рукопись XVI в. Поведания спасены.
[6]. Макаров, «В солнечных царствах», Рус. Предания II, стр. 103.
[7]. И. Срезневский, «Об обожаниы Солнца в древних славян», Журнал Мин. Р. Просв. 1846 г., №7.
[8]. Анастасия Новых, «Перекресток», Киев, 2004 г.
[9]. Анастасия Новых, «Птицы и камень», Киев, 2004 г.
[10]. С.М. Соловьёв, «Очерк нравов, обычаев и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческие», 1849

Продолжение следует ...

Владимир Оксененко

Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему число семь, а также семь божеств или ангелов так часто встречается в верованиях и мифологии как славян, а практически всех древних народов?
Возможно, ответив на этот вопрос, ученые неожиданно для себя приблизятся к разгадке и других тайн?
А то верованиях древних народов есть столько общего, может, и источник у них один?