Свежие новости

Бердыш Богдана Хмельницкого - ритуальная Топор справедливости с установками для кшатриев

У Бога за дверью лежал топор (Тарас Шевченко, 1848).

В 1648 году, вскоре после дня святого Михаила (8 ноября по старому стилю), Богдану Хмельницкому под Замостьем было подарено бердыш - боевой топор.

На одной стороне бердыша нанесено изображение бога-эгрегора воинов - рхистратега Михаила, а на другой - надпись: «Подъ Замосцемъ Я Богданъ Хмельницкой съ 80 тисячъ козаковъ, а ляхамъ жедамъ и попамъ супостатамъ Симъ Бердышемъ сыграю на ихъ толстыхъ шияхъ казака - года 1648 месяца ноября 11 дня ».

На одной стороне бердыша нанесено изображение бога-эгрегора воинов - рхистратега Михаила, а на другой - надпись: «Подъ Замосцемъ Я Богданъ Хмельницкой съ 80 тисячъ козаковъ, а ляхамъ жедамъ и попамъ супостатамъ Симъ Бердышемъ сыграю на ихъ толстыхъ шияхъ казака - года 1648 месяца ноября 11 дня »

Как сообщает украинский исследователь холодного оружия, историк Денис Тоичкин, «выражение" сыграю Козака "метафорический, связанный с названием старинного народного танца ... Достоверной и символично дата достопримечательности - 11 ноября 1648 В этот день было проведено совет старшин под Замостьем, ознаменовавшая завершение военной кампании 1648 Ю. Савчук отмечает, что, возможно, бердыш, принимая во внимание его церемониальный и мемориальный характер, стал не только внешним символом военного триумфа гетмана, но и одним из первых атрибутов формирования нов ого политического организма и его властных полномочий. Ведь уже через месяц новое общественное и политическое положение Богдана Хмельницкого особо подчеркнул триумфальный въезд гетмана в Киев.

Двухнедельное пребывание победного гетмана под Замостьем дает основу для объяснения появления изображения на мемориальном бердыши.

Святого архистратига Михаила, как проводника небесного воинства, высоко чтил казачье войско и уже к середине XVII в. считало его одним из своих главных покровителей. День св. Михаила - одно из важнейших православных праздников для войска Богдан с казацкими полками встретил 8 ноября во Замостьем как настоящий победитель. Ведь в этот же день состоялась капитуляция защитников Замостье. Таким образом, надпись на бердыши имел твердое историческое основание »(Денис Тоичкин. Оснащение украинского казацкого войска: холодное оружие ).

как сообщает Виктор Тригуб, редактор журнала «Музеи Украины», этот бердиш хранится в фондах Народного музея в Кракове (польск. Muzeum Narodowe w Krakowie). Длина черенка 80,5 см, длина лезвия 34,5 см. Металл окрашен в красный цвет.

Следовательно, речь идет о ритуальной оружие с посланием-установкой для кшатрия - священного воина. На это прямо указывает и красный цвет, и праздник Архистратега Михаила, и его изображение на лезвии топора, и надпись.

Напомним, что земная жизнь предполагает состязательность, однако это должна быть правильная состязательность. Ее смысл заключается в том, чтобы достигать преимущества усилением себя, а не ослаблением соперника. Если отдельные люди или сообщества нарушают правила честной состязательности, то брахманы пытаются убедить их действовать правильно. Когда же мягкая дипломатия брахманов не дает результата, тогда за дело берутся кшатрии, которые решительно и жестко приводят правонарушителей в себя. Если же все идет по правилам, то кшатриев никто не видит и не слышит: они тренируются, овладевают новой техникой, занимаются самосовершенствованием и готовятся к новым победам.

Уникальность функции кшатриев заключается в творческом применении принуждения в отношении тех, кто не понимает доброго слова. Их бог-эгрегор является носителем грозной, грубой, страшной, взрывной, разрушительной энергетики. Некоторое смягчение произошло после переименования грозного Перуна (Тора, Перкунаса, Тараниса) на более изящного Архистратега Михаила, однако это никоим образом не отменяет функцию творческого разрушения касты кшатриев ( подробнее ).

Богдан Хмельницкий был кшатрии, поэтому получил кшатриивський дар - боевой топор с соответствующим символическим надписью. Почему символическим?

Во-первых, потому, что форма бердыша (барда, Бардаш, бардига, бартка, алебарда) ближайшая к древней ритуальной топоры Лабрис. Это была магическая оружие Творца Вселенной (Брахмы, Сварога, Зевса). Солнцеподобный Лабрис символизировал божественную силу и справедливость.

Солнцеподобный Лабрис символизировал божественную силу и справедливость

Во-вторых, надпись «80 000 казаков» - это также символическое число, хотя оно примерно соответствовало тогдашней численности войска Богдана Хмельницкого. Здесь главная символика спрятана в числе 8 Восьмерка символизирует центр земли (восемь сторон света - 4 основных и 4 промежуточных), а также бесконечную цикличность, совершенство, восстановление справедливости и равновесия. Форма ЛАБРИС также напоминает восьмерку - как знак бесконечной цикличности.

Форма ЛАБРИС также напоминает восьмерку - как знак бесконечной цикличности

Лабрис в эпоху неолита:
1- Малая Азия, 7 тыс. До н.э.
2, 3 - Чехословакия, 5 тыс. До н.э.
4 - Месопотамия, 5 тыс. До н.э.
5 - Италия, неолит.

С этой - символической - точки зрения надо рассматривать и надпись «... ляхамъ жедамъ и попамъ супостатамъ Симъ Бердышемъ сыграю на ихъ толстыхъ шияхъ». Слова «ляхи», «жиды» и «попы» обозначают три типа «супостатов», то есть врагов:

1) откровенный враг (горячая война)
2) скрытый враг, социальные паразиты (экономическая война)
3) духовный враг (духовно-мировоззренческая война).

Это универсальная типология, которая имеет разное наполнение в разные исторические периоды. Например, в реалиях нынешней Украины на лезвии ритуальной топоры справедливости были бы записаны «москали», «олигархи», «лжецы».

Понятно, что в наше время москалей нельзя отождествлять с русскими, олигархов - с бизнесменами, а лжецов - с идеологами.

Так же было в то время: «ляхов» нельзя отождествлять с поляками, «жидов» - с иудеями, а «попов» - с католическими священниками. Чтобы не было сомнений, после перечню добавляется слово «супостаты», которое указывает на то, что речь идет только о врагах - откровенных, скрытых духовных.

ВЫВОДЫ

1. Бердыш был ритуальным, символическим, мемориальным подарком.

2. Он был установкой для Богдана Хмельницкого и всех украинских кшатриев по восстановлению справедливости и социального равновесия в новом государстве.

3. Содержание этой установки заключается в том, чтобы решительно противодействовать врагам на всех уровнях - военном, экономическом и духовном: ликвидировать захватчиков, прекращать паразитические процессы, наказывать лжецов и распространителей духовной отравы.

Почему символическим?