Свежие новости

Благословение Богом Ноя

Священник Андрей Хромяк, преподаватель Волынской православной богословской академии, к. Богословия. н. Священник Андрей Хромяк, преподаватель Волынской православной богословской академии, к

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; пусть боятся вас и да трепещут перед вами все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все, что движется, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную, даю вам все; только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и розповсюджуйтеся по земле, и примножуйтеся на ней »(Быт. 9: 1-8).

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ...».

Подобно тому, как родоначальник первого мира Адам сразу после создания получил от Бога особое благословение (Быт. 1: 28-30), и родоначальник второго мира Ной получает его. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (владение) над животными и ее питание. Сила этого Божественного благословения касалась не только одного праведного Ноя, но и «сыновей», то есть как настоящего, так и будущего его потомства, одним словом - всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни.

«... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ...». Но не добавлено, как когда-то Адаму: «И обладайте ею», поскольку человек через грехопадение потеряла эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно приуменьшило и сократила эту способность. И только второй Адам - ​​Господь наш Иисус Христос, уничтожил власть греха, снова покорил все и не оставил ничего, Ему не покоренного (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22; Евр. 2: 8).

«... Пусть боятся вас и да трепещут перед вами все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они».

«Этого не было в благословении, которое Он дал Адаму: он был обладателем творения, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему творения Бог укрощает их страхом »(святитель Филарет Дроздов).

«... Все, что движется, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную, даю вам все ... »

Это уже второй закон о еде (Быт. 2:16), что позволяет теперь рядом с зеленью и полевыми злаками еще и мясо животных. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет так: «Бог, предусмотрев склонность человека к идолослужению и обожания животных, дал плоть этих последних в пищу, чтобы узнала, насколько неприлично отдавать божественное почитание земным существам, которых можно убивать и съедать».

«... Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте ...».

Давая новый закон о еде, Бог вводит существенное ограничение - запрещает употреблять кровь животных: она как бы отождествляется с ее душой. Подобное мнение встречается и в других местах Священного Писания (Лев. 17: 11-14; Втор. 12:16). Интересно, что кроме Библии, она находится в произведениях многих древних писателей (Вергилия, Эмпедокла, Пифагора и других). Таким образом, общенародная психология давности, что называется душой животные, считала скрытой в ее крови. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на ее почве внушить человеку максимум уважения ко всякого чужого (в том числе животного) жизнь, Бог дает запрет употреблять в пищу кровь. Эта заповедь Ноя впоследствии, по Моисея, получила более подробное изложение и широкую физическую, моральную, обрядовую аргументацию; (Притч. 28:17: Лев. 17:11; ср. Евр. 10: 4, Ин. 1:17).

«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его ...».

Эти слова (в переводе И. Огиенко «Я буду требовать вашу кровь», И. Хоменко - «требовать вашей крови») дают прекрасное подтверждение только приведенного взгляда на кровь как «вместилище души». Даже в животной крови Господь внушает должное уважение строгим взысканием. И чтобы рельефнее оттенить мысль о преступности убийств, Бог говорит, что за кровь человека Он взыщет не только с сознательного убийцы, но даже и с неразумного.

«... взыщут также душу человека от руки человека, от руки брата его ...»

Если убийство человека неразумным животным подвергалось строгому наказанию, то, разумеется, гораздо сильнее преследовалось убийство человека человеком. В этих словах основания видят осуждения двух родов убийства - самоубийства и погублении других.

«... Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и розповсюджуйтеся по земле, и примножуйтеся на ней ».

Закон, запрещающий убийство людей, получает исключение, но такой, который еще больше укрепляет силу этого закона, сдерживая нарушение его страхом соответствующей расправы. Это разрешение выражает дух и сущность всей ветхозаветной морали, которая требовала глаза за глаз, зуба за зуб, жизнь за жизнь (Исх. 21:24; Лев. 24:20; 2 Цар. 1:16;). Здесь основа древнего обычая кровной мести. Но христианство, внеся в мир новые гуманные основы, осудило эту практику. Оно не только призывает: «Не убивай», но и пытается всячески исправлять убийцу и возвращать к истинно человеческой жизни.

«... Ибо человек создан по образу Божию ...»

Вот внутренняя, глубокая основа того, почему убийство человека особенно преступно. Создание человека по образу Божию ставит ее в духовное родство с самим Богом, делает его личность священной и неприкосновенной, так что никто не имеет права посягать на его жизнь, единственным распорядителем его является только Бог.

Не знаете некоторых мест в Священном Писании? Хотите фундаментальных объяснений отдельных цитат из Библии?
Обращайтесь в редакцию: 43025 Луцк, Градный спуск, 1; (0332) 72-21-82; [email protected]

Вол. епарх. видом.- 2016.- № 11 (144)

Не знаете некоторых мест в Священном Писании?
Хотите фундаментальных объяснений отдельных цитат из Библии?